Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия
Цивилизация ( от лат. Civilis - гражданский, государственный ) - понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры ( античная цивилизация, современная цивилизация ), ступень общественного развития, следующая за варварством ( Л. Морган, Ф. Энгельс ) и даже эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности и органичности. Цивилизация
1. Локальные ( существовали когда - либо в каком - то конкретном месте, например, шумерская, эгейская, индская и др.); 2. Особенные цивилизации ( западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т. д.); 3.Древние, средневековые и современные ; 4.Крестьянские, промышленные и научно - технические ; 5.Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные ; 6. Мировая ( только начинает складываться ); Можно выделить следующие виды цивилизаций :
локальные цивилизации, т. е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов ( древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.); особенные цивилизации ( индийская, китайская, исламская, восточно - европейская и др.); современная цивилизация ( в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально - политических структур ); В юридической литературе выделяют следующие этапы цивилизации :
Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер ( экономики, политики, права, социальной и культурной, идеологии, религии, обычаев и традиций ) представляет собой целостное образование - цивилизацию. Сущность цивилизационного подхода
При этом учитываются особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, особенности обычаев, традиций и др. Указанные факторы в своей совокупности образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности, а совокупность родственных культур образует цивилизацию.
В своих работах английский историк А. Тойнби отмечал, что история человечества представляет собой историю лишь отдельных замкнутых культур - цивилизаций. Последняя представляет собой относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. В этой связи каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Мнение историков
Государства первичной и вторичной цивилизации : Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государства в первичной цивилизации связано с религией в единый политико - религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро - вавилонскую, шумерскую, японскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, не входит в качестве компонента в культурно - религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую и др.
Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, ответить на вопрос почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.