Красноярский край, г. Сосновоборск Администрация г. Сосновоборска, Красноярский край Муниципальное автономное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Сосновоборска «Остановим насилие против детей» (круглый стол в рамках межведомственной акции) 24 апреля 2014 г.
Насилие, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб. Насилие физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности. Насилие в отношении ребенка - это все формы физического или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, беспризорности или уклонение от родительских обязанностей, коммерческая или иная эксплуатация, причиняющая настоящий или потенциальный вред детскому здоровью, выживанию, развитию или достоинству в контексте ответственности, доверия или власти.
Признаки насилия: Намеренность нанесения вреда; Вопреки воле жертвы; Неспособность жертвы противостоять насильнику.
В соответствии с Конвенцией насилие в отношении детей является нарушением их человеческих прав. Насилие нарушает следующие права: право каждого на равную защиту перед законом; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья.
1. Физическое насилие (толчки, хватания, пинки, плевки, удары, ожоги, порезы и т.п.); 2. Психологическое насилие (оскорбления, угрозы, преследование, контроль свободы, принуждение, унижение, эмоциональная изоляция, отторжение); 3. Экономичекое насилие (отказ в содержании, контроль); 4. Сексуальное насилие (давление, принуждение угрозами, шантажом, причинение вреда здоровью) 5. Использование детей для установления контроля над жертвой (заложники, борьба за родительские права и собственность) 6. Межличностное или коллективное насилие. Виды насилия:
Последствия физического насилия у детей в возрасте от 3 до 6 лет Пассивная реакция на боль. Отсутствие сопротивления. Болезненное отношение к критике. Чрезмерная уступчивость. Псевдовзрослое поведение. Негативизм. Лживость. Воровство. Жестокость к животным Склонность к поджогам. Последствия физического насилия у детей подросткового возраста Жестокость к окружающим. Протестные реакции на наказания. Уходы из дома. Асоциальные компании. Суицидальное поведение.
Последствия физического насилия перенесенного в детстве у взрослых людей: 1. Неспособность справляться с проблемами, искать и получать помощь окружающих; 2. Хаотичная или дезорганизованная семья; 3.Жестокость, неумение проявлять заботу; 4. Потеря интереса к детям или их неприятие; 5. Низкое качество общения членов семьи между собой; 6. Повышенный (пониженный) контроль над чувствами (тревогой) или импульсами и иная психопатология.
Последствия эмоционального насилия по отношению к ребенку: 1. эмоционально невосприимчив и равнодушен; 2.грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия; 3. сосет пальцы, монотонно раскачивается замкнут в себе; 4. задумчив или, наоборот, агрессивен; 5.«приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; 6. испытывает ночные приступы страха, плохо спит; 7. не выказывает интереса к играм.
Признаки психологического насилия: 1. беспокойность или тревожность; 2. нарушение сна; 3. нарушение аппетита; 4. длительно сохраняющееся подавленное состояние; 5.агрессивность; 6. склонность к уединению; 7. чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение; 8. эксцентричное поведение; 9. суицидальные угрозы или попытки; 10. неумение контактировать с другими людьми; 11. низкая самооценка; 12. снижение интеллектуального развития; 13. снижение познавательной деятельности.
Алиса Миллер «Для твоего собственного блага» («правила», которые помогают убить душу ребенка) 1. Родители хозяева зависимого от них ребенка. 2. Родители заслуживают уважения по определению просто потому, что они родители; 3. Родители не могут говорить глупости или быть виноватыми; 4. Родители всегда правы, они не могут ошибаться.
Поведенческие факторы применения насилия: 1.Гиперактивность. 2.Импульсивность. 3. Низкий уровень самоконтроля. 4. Рассеянное внимание. 5. Склонность к риску. 6. Слабое умственное развитие. 7. Низкая успеваемость в школе. 8. Неадекватная самооценка.
Социальные факторы риска применения насилия: 1. Слабый контроль над детьми; 2. Грубые физические наказания; 3. Отсутствие заботы; 4. Конфликты между родителями; 5. Недостаток общения родителей и детей; 6. Отсутствие сплочённости членов семьи; 7. Личностные особенности родителей и ребенка; 8.Стрессы, вызываемые социально-экономическими условиями или обстоятельствами внешнего характера.
Высокая вероятность стать жертвой насилия: 1. Нежеланные дети. 2.Дети, рожденные после потери родителями предыдущего ребенка. 3. Дети из многодетной семьи, в которой небольшой промежуток между рождением детей. 4. Дети с нарушением в развитии. 5. Дети с ограниченными возможностями здоровья. 6. Дети с личностными нарушениями. 7.Дети, рождение которых сопровождалось тяжелой беременностью, осложненными родами. 8.Дети, разлученные с матерью в течение первого года жизни.
Последствия насилия у детей: 1. Задержка физического и психического развития. 2. Деформация личности. 3. Психосоматические заболевания. 4.Нервно-психические заболевания. 5. Чувство вины. 6. Чувство стыда. 7. Состояние «возбуждения». 8. Страх быть покинутым. 9. Личностные нарушения. 10. Трудности социализации
Что делать? 1. Формировать у ребёнка позитивную Я-концепцию и адекватную самооценку (заслуженное одобрение, похвала, конструктивная критика поступков, а не личности). 2. Формировать умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации (личный пример). 3. Формировать умение договариваться и идти на компромиссы (личный пример). 4. Формировать умение компетентно общаться, быть толерантным (личный пример). 5. Обращаться к специалистам для гармонизации супружеских и детско-родительских отношений.
В подготовке презентации использованы следующие информационные источники: 1. Виды насилия [Электронный ресурс] / режим доступа: Виды насилия и их последствия [Электронный ресурс] / режим доступа: 3.Признаки, по которым можно определить наличие случаев насилия над детьми [Электронный ресурс] / режим доступа: Виды насилия над детьми и влияние на детей. Консультация для педагогов [Электронный ресурс] / режим доступа: school.ucoz.org/novosti/vidy_nasilija_nad_detmi_i_vlijanie_na_detej.docx; school.ucoz.org/novosti/vidy_nasilija_nad_detmi_i_vlijanie_na_detej.docx 5. Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации, под редакцией Л.И.Смагиной и А.С.Чернявской, отдел семейного воспитания и социальной защиты детства Центра проблем воспитания Национального института образования МО РБ [Электронный ресурс] / режим доступа: 10/ / ; 10/ / О насилии над детьми в семьях [Электронный ресурс] / режим доступа: neposlushnyiy_eto_vashi_metodyi_ne_rabotayut_23988/.