Общие закономерности роста и развития организма
Впервые идея о существовании физиологических механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды организма, была высказана французским ученым-физиологом Клодом Бернаром В первой половине ХХ в. Для определения состояний и процессов, обеспечивающих устойчивость организма в непрерывно меняющейся внешней среде, американский физиолог Уолтер Кеннон предложил термин гомеостаз (греч. gomoios – равный, одинаковый; stasis – состояние)
Гомеостаз (от греч. homoios - подобный и stasis - неподвижность) - процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови).
Для обеспечения постоянства внутренней среды организма необходима координация всех происходящих в нем жизненных процессов. Такая координация достигается благодаря согласованной деятельности координирующих (регулирующих) систем: нервной и гуморальной
Тип регуляции НервнаяГуморальная Быстродействие БыстраяМедленная Принцип работы ЭлектричествоДиффузия Носитель НервыЖидкие среды Действующее вещество Медиаторы Гормоны Происхождение МолодаяДревняя
Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.
Рост- количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток (гиперплазия), их размеров (гипертрофия) и увеличением межклеточного вещества (аккреция).
Созревание отражает темпы и сроки процесса перехода к взрослому состоянию. Основное различие между ростом и созреванием состоит в том, что рост фокусируется на размерах тела, а созревание – на темпах их достижения, но оба процесса неразрывно связаны. Как правило, всегда сопровождаются еще одним понятием – «развитие». Этот термин включает в себя два основных аспекта: 1)биологический когда речь идет о развитии тканей, систем организма и т.д.; 2) поведенческий (психологический, социальный), когда ребенок осваивает навыки общения и поведения в контексте того или иного социально-культурного окружения.
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: -рост - дифференцировку органов и тканей -формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Закономерности онтогенетического развития К важным закономерностям роста и развития детей относятся : -необратимость и непрерывность роста и развития -постепенность -гетерохрония
Необратимость характеризуется невозможностью возвращения растущего организма к предыдущим стадиям. Постепенность человек проходит в процессе онтогенеза ряд этапов, идущих последовательно один за другим. При нормальном развитии организм пропустить какой-либо из этапов не может.
Гетерохрония проявляется в том, что разные системы организма и разные признаки растут и развиваются неодновременно. На начальных этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы. Одним из первых в онтогенезе созревает мозг. Учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных систем) выдвинул П. К. Анохин и, вытекающее из него, – учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.). Функциональные системы созревают неравномерно, включают ся поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.
Процесс онтогенетического развития имеет переходные (критические) периоды. Выделяют три основных критических периода : -эмбриональный -неонатальный -пубертатный. В эти периоды организм имеет высокую чувствительность к различным раздражителям и низкую резистентность.
Возрастная периодизация онтогенеза человека Цель возрастной периодизации – установить границы отдельных этапов развития в соответствии с физиологическими нормами реагирования растущего организма на воздействие факторов внешней среды. Существует немало периодизаций онтогенеза, древнейшие из которых принадлежат еще античным ученым. Так, древнегреческий философ Пифагор (VI– V вв. до н.э.) выделял в жизни человека весну (до 20 лет), лето (20–40 лет), осень (40–60 лет) и зиму (60–80 лет), которые соответствовали становлению, молодости, расцвету сил и угасанию.
В.В.Бунак предложил весь онтогенез делить на три стадии : - прогрессивную - продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии -стабильную - увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей -регрессивную - падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов, осанки, скорости движений
Термин «акселерация» (от латинского акцелератио – ускорение) был введен в литературу Е.В. Кохом в 1935 г. для обозначения ускоренного соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Секулярный тренд (вековая тенденция), тенденция, наблюдающуюся примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма, от внутриутробного периода до взрослого состояния.