Выполнила студентка 1 курса Группы ПД 1 Сотникова Екатерина Презентация на тему : « Талант и гениальность как уровни способностей »
Способности это индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения каких - либо видов деятельности. Поэтому способности и рассматриваются в качестве основных свойств личности. В отечественной психологии обычно рассматривается следующая классификация уровней развития способностей : Задатки СпособностиОдаренность ТалантГениальность
Задатки - анатомо - физиологические особенности нервной системы, которые составляют природную основу развития способностей. В качестве врожденных задатков могут выступать, например, определенные физические кондиции или особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей.
Способности это индивидуально - психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.
Под одаренностью в литературе понимают такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность творческой деятельности, т. е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, умение находить наиболее перспективные решения в той или иной предметной области, открытость любым инновациям.
Талант - высокий уровень развития специальных способностей ( музыкальных, литературных и т. д.). Как и одаренность, талант проявляется и развивается в основном в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Среди выдающихся талантов можно, например, найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью : в творческой деятельности человека память лишь один из факторов, от которых зависит успешность. Но результата почти точно не будет без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.
Гениальность - это высший уровень развития способностей. Гений оставляет заметный след в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало, и нет в обществе " гениальных должностей ". То есть нельзя стать гением лишь по своему социальному статусу. Король или президент тоже оставляет в жизни общества след, но если не было бы его, пришел бы другой король или президент. А " вместо " одного гения другого уже не будет. По крайней мере, какое - то время. Примеры гениев : Аристотель, Леонардо да Винчи, Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, М. В. Ломоносов, Ч. Дарвин. Без каждого из этих людей история человечества была бы несколько иной. Характерно, что многие гении достигали выдающихся результатов в совершенно разных областях ( например да Винчи или Ломоносов ).
Для проявления и развития одаренности ( таланта, гениальности ) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация ( направленность личности ), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности. мотивация
Исследования показали, что наиболее талантливые личности - это индивиды, неудовлетворенные своими результатами, способные к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление. Заслуживает внимания высказывание выдающегося пианиста Г. Нейгауза : хотя гениев и таланты создать нельзя, но можно создавать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении. Это относится и к вопросу о том, какую роль играет социальная среда в реализации таланта.
Исаак Ньютон говорил, что гений есть терпение мысли, сосредоточенной на известном направлении. Когда его спрашивали, каким образом ему удалось открыть законы классической физики, он отвечал : « Я все время думал об этом ». Знаменитый художник Винсент Ван Гог писал своему брату, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом.
Проявление способностей индивидуально и чаще всего неповторимо. Свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется сложным, а обычно - невозможным. С помощью различных психодиагностических методик можно установить наличие некоторых ( хорошо изученных в психологии ) способностей и определить относительный уровень их развития. Характерный пример - диагностика интеллекта. Пройдя тест на IQ, человек получает " свое место " в общечеловеческом рейтинге.
· вербально - лингвистический ( отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам ); · цифровой ( характерен для математиков, программистов ); · слуховой ( музыканты, лингвисты, языковеды ); · пространственный ( присущ дизайнерам и художникам ); · физический ( им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике ); · личностный ( его также называют эмоциональным ; отвечает за то, что человек говорит сам себе ); · межличностный ( люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами ); · талант окружающей среды ( этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы ). В начале х годов Говард Гарднер написал книгу « Рамки ума ». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта :
Гений - человек одержимый, но он творец..., - Н. А. Бердяев. Если мы обратимся теперь к решению вопроса - в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности гения. Иногда чувствительность искажается и делается односторонней, сосредоточиваясь на одном каком - нибудь пункте. Несколько идей известного порядка и некоторые особенно излюбленные ощущения понемногу приобретают значение главного ( специфического ) стимула, действующего на мозг великих людей и даже на весь организм. Следует еще заметить, что среди гениальных или скорее ученых людей часто встречаются те узкие специалисты, которых Вахдакоф называет монотипичными субъектами
Безусловно, способности развиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитием личности человека, которая не устает совершенствоваться. Однако большей частью способности раскрываются и развиваются в детстве. Развитие способностей у детей происходит в процессе обучения и воспитания. Способности у ребенка формируются в процессе обучения материальной и духовной культуры, техники, науки и искусства. Предпосылкой этому развитию служат врожденные задатки. Они одновременно и общие у всех людей, и совершенно свои у каждого человека. В процессе развития человека и его личности задатки превращаются в многообразные и более совершенные способности. Самые первые проявления задатков превращают их в элементарные способности.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему одаренности, таланта и гениальности. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Природа человеческой одаренности вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Является ли одаренность врожденной или формируется прижизненно ? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, -- это 1% способностей и 99% кропотливого труда ?
Среди ученых в связи с этим распространено мнение, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся. Другие же считают, что одаренность, талант, гениальность могут проявиться в связи с совокупностью ряда совпадающих моментов : генетически предрасположенности к определенному виду деятельность из - за лишь легкой отличительной физической особенности, наличия определенных случайных или специальных условий именно в сенситивный для этой способности период, кропотливой и долгой в дальнейшем работой в русле этой деятельности. Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе помогают их развивать.
Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой - либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого - педагогических задач современного образования. Как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на наш взгляд, по - настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единая психолого - педагогическая концепция.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !