Нравственный выбор моего сверстника в произведениях писателей xx века Нравственный выбор моего сверстника в произведениях писателей xx века Дети войны. Повесть А. Лиханова «Последние холода»
Биография Альберта Анатольевича Лиханова Писательская и общественная деятельность В 1958 году окончил Уральский государственный университет им. М.Горького (г. Свердловск), филологический факультет, отделение журналистики. В 1958 году окончил Уральский государственный университет им. М.Горького (г. Свердловск), филологический факультет, отделение журналистики. Академик Российской академии образования (2001 г.), академик Российской академии естественных наук (1993 г.), почетный профессор Вятского государственного педагогического университета (1995 г.), почётный профессор Белгородского государственного университета (2001) Академик Российской академии образования (2001 г.), академик Российской академии естественных наук (1993 г.), почетный профессор Вятского государственного педагогического университета (1995 г.), почётный профессор Белгородского государственного университета (2001) гг. - лит сотрудник газеты «Кировская правда», гг. - лит сотрудник газеты «Кировская правда», гг. - главный редактор газеты «Комсомольское племя», гг. - главный редактор газеты «Комсомольское племя»,
гг. - собственный корреспондент «Комсомольской правды» по Западной Сибири (Новосибирск), гг. - собственный корреспондент «Комсомольской правды» по Западной Сибири (Новосибирск), гг. - инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ, гг. - инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ, гг. - журнал ЦК ВЛКСМ «Смена»: ответственный секретарь ( ), главный редактор ( ), гг. - журнал ЦК ВЛКСМ «Смена»: ответственный секретарь ( ), главный редактор ( ), гг. - Председатель Правления Советского детского фонда им. В.И.Ленина, гг. - Председатель Правления Советского детского фонда им. В.И.Ленина, по н/в - Председатель Правления Российского детского фонда, Президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства Российского детского фонда (с 1988 г.) по н/в - Председатель Правления Российского детского фонда, Президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства Российского детского фонда (с 1988 г.). Писатель, общественный деятель. В гг. вышло его собрание сочинений в 4-х томах. В 2000 году вышло собрание сочинений в 6-ти томах. В 2005 году вышло в свет уникально изданное собрание сочинений Альберта Лиханова в виде библиотеки из 20 книг. Более 100 его книг вышли за рубежом. Семь произведений писателя экранизированы, три - инсценированы.
Основные литературные произведения - повести "Чистые камушки", "Обман", "Лабиринт" (трилогия "Семейные обстоятельства"), "Благие намерения", "Голгофа", "Невинные тайны", "Высшая мера", "Паводок", "Никто", "Сломанная кукла". Роман в повестях "Русские мальчики" и роман "Мужская школа" составляют дилогию о военных действиях. Творческая и общественно-педагогическая деятельность А.А.Лиханова удостоена многочисленных отечественных и международных наград: Государственная премия России, премия Ленинского комсомола, Международная премия им. М.Горького, Международная премия им. Януша Корчака, Международная культурная премия им. Виктора Гюго, премии - им. Н.Островского, им. Б.Полевого, Большая литературная премия России, премия президента РФ в области образования. Награжден двумя медалями СССР, медалью К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, Л. Толстого, орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, грузинским "Орденом Чести", медалями Белоруссии и Армении.
Сфера научных интересов А.А.Лиханова - права ребенка, защита отечественного обездоленного детства. Основные публикации по данной тематике: «Права ребенка», «Социальный портрет детства в России», «Охрана детей- сирот». Словарь-справочник «Детство», «Белая книга детства в России», «Недетские заботы Детского фонда», «Драматическая педагогика», «Письма в защиту детства», «Страна детства: диалоги», «Философия детства».
Альберт Анатольевич Лиханов 1935 г.
Автобиографические мотивы в повести А.А. Лиханова «Последние холода»...Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове, сейчас - Вятке, что стоит на реке Вятке, а «вятские» всегда имели свое отличие, мастеровитость, конечно, и любили посмеяться над самими же собой, а когда над собой не боятся шутки шутить - это признак здоровья. Отец его, Анатолий Николаевич, был внуком полковника из обедневших дворян, сам уже слесарь. Он с первых дней войны ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама - Милица Алексеевна - медицинский лаборант, всю жизнь отработала в больнице. «Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдания»- вспоминал А. Лиханов.
В книгах Лиханова большое место занимает бабушка, ее прообразом стала Мария Васильевна Созонова, мамина мать. «Да, именно бабушка указала мне путь к книгам» - писал А. Лиханов. У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе Роль семьи хорошо прописана в документальной, хотя и не вполне, повести «Родительская суббота». Как нетрудно сосчитать - на раннее детство будущего писателя легла тень войны. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых. И те четыре года в конечном счете обернутся писательским основанием Альберта Лиханова... В книгах Лиханова большое место занимает бабушка, ее прообразом стала Мария Васильевна Созонова, мамина мать. «Да, именно бабушка указала мне путь к книгам» - писал А. Лиханов. У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе Роль семьи хорошо прописана в документальной, хотя и не вполне, повести «Родительская суббота». Как нетрудно сосчитать - на раннее детство будущего писателя легла тень войны. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых. И те четыре года в конечном счете обернутся писательским основанием Альберта Лиханова...
Эпиграф Пройдет время, и все, кто был Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние Останетесь только вы, теперешние дети…Дети минувшей войны… дети…Дети минувшей войны… И может случиться, что новые И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть! Не давайте им забыть! А. Лиханов
Посвящение Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, -ведь взрослые всего лишь бывшие дети. Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, -ведь взрослые всего лишь бывшие дети. А. Лиханов А. Лиханов
Взрослость « Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой- то установленный кем-то миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное… Во множестве сложных вещей он узнает самые главные, понимая если не умом, то сердцем».
Название книги « Название книги, как флаг на корабле: оно и сигнал, которым должно привлечь внимание читателя и условный код, которым характеризуется содержание произведения, и поэтический символ, несущий в себе образ произведения, его идею, его вывод». В. Смирнова « Название книги, как флаг на корабле: оно и сигнал, которым должно привлечь внимание читателя и условный код, которым характеризуется содержание произведения, и поэтический символ, несущий в себе образ произведения, его идею, его вывод». В. Смирнова
Да, весна! Заканчивается война, холод войны. Та весна была необыкновенной. Приближается особенный день. Первый день мира. Закончилась война. Народное ликование и радость…но рядом смерть и безутешное детское горе – последствия войны.
Нравственный выбор Герой произведен ия Бескорыстие, помощь близкому Коля, его семья стыд Коля, Вадик, Маша совесть обман Коля, Вадик, взрослость Вадик, Маша благородство Вадик Вадик
Кодекс чести школьника 1).Будь честным, справедливым. 1).Будь честным, справедливым. 2).Не поддавайся влиянию других людей. 2).Не поддавайся влиянию других людей. 3). Учись преодолевать свои негативные качества. 3). Учись преодолевать свои негативные качества. 4). Старайся помогать другим людям. 4). Старайся помогать другим людям. 5). Не стыдись принять необходимую помощь. 5). Не стыдись принять необходимую помощь. 6). Достойно веди себя. 6). Достойно веди себя. 7). Не обижай других людей. 7). Не обижай других людей. 8). Помни! Как ты относишься к людям, так и люди будут относится к тебе! 8). Помни! Как ты относишься к людям, так и люди будут относится к тебе!
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» Справедливо ли поступил учитель ? Он поступил справедливо Хотели бы вы такого учителя? Почему. Я бы ни хотел себе такого учителя, потому что он выставляет на посмешище. Какой случай описан в рассказе? В рассказе описан плохой случай,потому что в те годы была война, дети в те годы очень сильно голодали
Какой случай описан в рассказе? Какой случай описан в рассказе? В рассказе описано то, что ученик хотел обмануть учителя,потому что не сделал домашнее задание. В рассказе описано то, что ученик хотел обмануть учителя,потому что не сделал домашнее задание. 2) Как автор характеризует учителя глазами рассказчика? 2) Как автор характеризует учителя глазами рассказчика? Автор характеризует правильно, потому что лучше признаться сразу. Автор характеризует правильно, потому что лучше признаться сразу.. 3) Справедливо ли поступил учитель?. 3) Справедливо ли поступил учитель? Учитель поступил справедливо. Учитель поступил справедливо. 4)Хотите вы такого учителя? 4)Хотите вы такого учителя? Я хочу такого учителя. Потому что он добрый и не Я хочу такого учителя. Потому что он добрый и не ругается. ругается. 5) Чему научил вас рассказ? 5) Чему научил вас рассказ? Рассказ научил меня тому, что нельзя обманывать. Рассказ научил меня тому, что нельзя обманывать.
В. Астафьев « Конь с розовой гривой» 1. Кто послужил прототипом данного рассказа? Сам автор В.П.Астафьев послужил прототипом данного рассказа. 2. Почему главный герой обманывает бабушку? Мальчик обманывает бабушку, потому что он крал у бабушки пряники и булку для Саньки. 3. Почему бабушка покупает мальчику пряник? Потому что он ходит за малиной и бабушка её продаёт.
В. Распутин « Уроки французского» Почему он начал играть на деньги, и почему продолжал играть после драки? Почему он начал играть на деньги, и почему продолжал играть после драки? Он начал играть, потому что ему нужны были деньги на молоко, так как он болел малокровием. Он начал играть, потому что ему нужны были деньги на молоко, так как он болел малокровием. Какие уроки мы извлекли из этого рассказа? Какие уроки мы извлекли из этого рассказа? Мы извлекли такие уроки :надо быть самостоятельным, добрым, учиться при любых условиях и добиваться своей поставленной цели. Мы извлекли такие уроки :надо быть самостоятельным, добрым, учиться при любых условиях и добиваться своей поставленной цели.
Игра в «пристенок» Художник Б. Алимов. Иллюстрация к рассказу В. Распутина «Уроки французского» г.
Почему герой оказался в подобных ситуациях? Почему герой оказался в подобных ситуациях? В деревне, где жил герой этого рассказа была только начальная школа и чтобы учиться дальше, ему пришлось ехать в райцентр. Мать одна растила троих детей. Жили, они в впроголодь и образование старшего сына было, В деревне, где жил герой этого рассказа была только начальная школа и чтобы учиться дальше, ему пришлось ехать в райцентр. Мать одна растила троих детей. Жили, они в впроголодь и образование старшего сына было, надеждой на лучшую жизнь в будущем. надеждой на лучшую жизнь в будущем. Рассказ «Уроки французского» назван так потому, что он посветил его своей учительнице французского языка. Именно она старалась, как то помочь и поддержать его в то время, когда приходилось очень трудно Рассказ «Уроки французского» назван так потому, что он посветил его своей учительнице французского языка. Именно она старалась, как то помочь и поддержать его в то время, когда приходилось очень трудно
Какова роль учителя в судьбе мальчика? Какова роль учителя в судьбе мальчика? Лидия Михайловна сыграла большую роль в судьбе мальчика. Эта добрая и мудрая учительница преподавала важный урок – урок доброты и веры в людей. В тяжелое, голодное время она спасла его от голода. Лидия Михайловна сыграла большую роль в судьбе мальчика. Эта добрая и мудрая учительница преподавала важный урок – урок доброты и веры в людей. В тяжелое, голодное время она спасла его от голода.
Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги. Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги. Ю. Олеша