«Проект есть всякое действие индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца» Уильям Херд Килпатрик Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 11, г. Серпухов, Московской области: Титов Александр Иванович 2014 год
Педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника. Педагогическую технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели. М.И. Махмутов
Прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо изучить все ее особенности, на что она направлена, во имя чего применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи она может помочь решить в определенных условиях. Учитель, освоивший педагогическую технологию, - это человек, владеющий педагогическим мастерством.
Метод проектов возник еще в начале 20 века в США. Его авторами являются американский философ и педагог Джон Дьюи, а также его ученик Уильям Херд Килпатрик. Идеи проектного обучения в России велись под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого. В.Х. Килпатрик Дж. Дьюи С.Т.Шацкий
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; Наличие значимой проблемы, требующей исследовательского поиска для её решения; Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов; Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Исследовательские; Творческие; Ролевые или игровые; Ознакомительно-ориентированные или информационные; Практико-ориентированные.
Организационный; Выбор и обобщение главной идеи, целей и задач будущего проекта; Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся; Структурирование проекта с выделением подзадач для определения групп учащихся, подбор необходимых материалов; Работа над проектом; Подведение итогов, оформление результатов; Презентация проекта; Рефлексия;
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся. Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.
Проект По продолжительности Краткосрочные (26 часов) Среднесрочные (12-15 часов) Долгосрочные, требующие значительного времени По составу групп Индивидуальные Парные Групповые По характеру контактов между участниками Внутриклассные Внутришкольные По комплектности Монопредметные Метапредметные
Низкая мотивация преподавателей и учащихся; Недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; Нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
В центре внимания учащийся; Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося; Индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития; Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует развитию физиологических и психических функций учащегося; Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
В работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат. Нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала. В.П.Беспалько
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000; 2. Инновационные педагогические технологии, Проектное обучение, Н. В. Матяш.- Академия., 2012; 3.«Информационные технологии в рамках педагогических технологий», Зенкина С. В., Презентация.