Учитель математики МБОУ сош 108 город Моздок Луштей Т.Н
Педагогика сотрудничества Идеи педагогики сотрудничества вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Возрастные особенности подростков и старшеклассников
Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив один из путей формирования его личности
По мнению французского писателя А.Моруа, школьные товарищи – лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны.
Обучение в сотрудничестве – это модель использования малых групп школьников. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.
Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы: 1) взаимозависимость членов группы; 2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; 3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе; 4) социализация деятельности учащихся в группах; 5) общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), которая складывается из оценки формы общений учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.
ПРИЕМ ШАТАЛОВА-ГРАНИЦКОЙ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРИМЕРОВ В ПАРАХ СМЕННОГО СОСТАВА ПО УЧЕБНИКУ
Работа в парах сменного состава предоставляет возможность каждому ученику разобраться с решением любой трудной и даже очень трудной задачи. Если ученик затрудняется решить задачу, работая в паре, то его партнер ставит наводящие вопросы или предлагает ознакомиться с решением. Не следует бояться того, что ученику дается готовое решение. Многим из учащихся нужны образцы решения, чтобы у них самих появилось собственное математическое мышление. Хуже, если учащиеся не решают простейших задач и совсем не работают с трудными задачами.
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Как система отношений сотрудничество многогранно, но важнейшее место в нем занимает отношения «учитель – ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.
Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.