ИСТОКИ примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Авторы программы : Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А. Г. Арушанова, Т. Л. Богина, Н. Е. Васюкова, Е. М. Волкова, И. Н. Воробьева, А. Н. Давидчук, С. Л. Новоселова, Т. И. Осокина
Цель программы : Разностороннее развитие ребенка Формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества Обеспечение для всех детей равного старта развития Сохранение и укрепление их здоровья
Задачи программы : Формирование основ целостного духовно - нравственного и социального развития личности ребенка - дошкольника Приобщение его к базовым ценностям Российской цивилизации на основе духовно - нравственных традиций народа Развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей Создание условий для успешной адаптации ребенка к начальной школе
Принципы построения Реализация содержания всех образовательных областей основывается на следующих принципах: 1 Реализация принципа «от общего к частному 2 Интегрированный принцип 3 Создание проблемных ситуаций 4 Наглядное моделирование 5 Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами
6 Учет индивидуальных особенностей 7 Учет основных стилей восприятия 8 Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей. 9 Учет специфики в развитии мальчиков и девочек
Структура, характеристика основных компонентов программы
Программа включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. 1) Целевой раздел включает в себя: – пояснительную записку; – целевые ориентиры. 2) Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи: – развития специфических видов деятельности; – становления первичной ценностной ориентации и социализации; – развития первичных представлений;
3) Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений основной образовательной программы. Содержание Программы охватывает следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Содержание по блокам
Раннее детство Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого ( от рождения до года ) и раннего возраста ( от одного года до трех лет ). В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение со взрослым, полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Особенно необходимо для младенца состояние эмоционального благополучия. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития.
В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и его генетическая задача. Достижения ребенка к концу первого года жизни требуют построения новой социальной ситуации развития. Эта ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого.
Дошкольное детство Дошкольное детство - период, включающий младший дошкольный (3-5 лет ) и старший дошкольный (5-7 лет ) возраст. Ведущая деятельность самодеятельная сюжетно - ролевая игра. В ней ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, ориентируется в смыслах серьезной человеческой деятельности.
Общие условия реализации программы Для обеспечения формирования у детей « базового доверия к миру », составляющего основу его психологической защищенности, взрослые создают атмосферу доброжелательного отношения между собой, между детьми и детьми и взрослыми. Чрезвычайно важно обеспечить каждому ребенку возможность плавного и безболезненного вхождения в жизнь детского сада.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В основу создания системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования легли следующие положения : 1. Воспитательно - образовательная работа по Программе « Истоки » нацелена не столько на усвоение определенных и конкретных содержания, сколько на овладение детьми специфическими для каждого возрастного периода видами деятельности, всемерному обогащению разнообразного опыта деятельности и его обобщению
2. Основные задачи ДОО связаны с образовательно - воспитательной работой и созданием условий для детского развития
Отличительные особенности программы Программа «Истоки», как и Программа «От рождения до школы» отражает образование детей от рождения до 7 лет. Однако, в основу программы «Истоки» положена концепция психологического возраста. Это позволяет гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей и осуществлять его индивидуализацию. Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно сохраняется преимущественно на этапе знакомства с новым материалом.
В основе программы лежит деятельностный подход, в каждом возрасте выделяется свой ведущий тип деятельности: младенчество – общение, ранний возраст – предметная деятельность, дошкольный возраст – игра. В программе почти не сказано об интеграции между образовательными областями.
Субъективная оценка программа, основанная на многолетних психологических и педагогических исследованиях авторского коллектива, учитывает достижения в области отечественной и мировой педагогики и психологии. В программе представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в ДО, планирования воспитательного процесса, создания развивающей предметной среды, сотрудничества с семьей и работы психолога.
Вид ДО, которым рекомендована программа Данная программа рекомендована для ДОО раннего и дошкольного возраста.
Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации данной программы