Презентация на тему: «Психология деятельности и общения» работу выполнила:студентка 1 курса работу выполнила:студентка 1 курса 6 группы направления «менеджмент» 6 группы направления «менеджмент» Камбулатова Мадина Халиковна Камбулатова Мадина Халиковна Проверил:Кандидат педагогических наук Проверил:Кандидат педагогических наук Колесникова Татьяна Викторовна Колесникова Татьяна Викторовна
ПЛАН: Общая психологическая теория деятельности. Общая психологическая теория деятельности. Виды деятельности человека. Виды деятельности человека. Общение как межличностный процесс. Общение как межличностный процесс.
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов. Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.
Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи. Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.
Цель это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Цель это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре.
Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, кото рой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, кото рой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь.
Виды деятельности. Игра это особый вид деятельности, результатом которого не становится про изводство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игра это особый вид деятельности, результатом которого не становится про изводство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые включают несколько индивидов. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. ^ Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. ^ Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.
Еще один вид деятельности это учение Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных обра зовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современ ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Деятельность человека это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный. Деятельность человека это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.
Принципы психологической теории деятельности: 1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания). 2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения). 3. Деятельность это активный, целенаправленный процесс (принцип активности). 4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). 1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания). 2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения). 3. Деятельность это активный, целенаправленный процесс (принцип активности). 4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Вывод: Во-первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей ее развития целесообразно строить на принципах деятельностного подхода. Во-вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека. Во-первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей ее развития целесообразно строить на принципах деятельностного подхода. Во-вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.
Общение как межличностный процесс Общение это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями современной деятельности. Общение это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями современной деятельности.
Виды общения: 1. Социально-ориентированное (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление) 1. Социально-ориентированное (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление) 2. Личностно-ориентированное (деловое или личное взаимоот ношение)
Содержание общения информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. ^ Цель общения - средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе об щения от одного существа к другому. Содержание общения информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. ^ Цель общения - средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе об щения от одного существа к другому.
Процесс общения 1. акт общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. 1. акт общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. 2. действие (общение) (говорить, жестикулировать, слушать). 2. действие (общение) (говорить, жестикулировать, слушать). 3. канал связи (визуально-вербальному, слухо- словесный, двигально-осязательной). 3. канал связи (визуально-вербальному, слухо- словесный, двигально-осязательной).
Структура общения: Коммуникативная Коммуникативная Интерактивная Интерактивная Перцептивная Перцептивная
Вербальные и невербальные средства общения Общение, будучи сложным социально- психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Общение, будучи сложным социально- психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Вербальные средства общения Речь это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя.
В речевой деятельности можно выделить речь: устную и письменную; внутреннюю и внешнюю; диалогическую и монологическую; обыденную и профессиональную; подготовленную и неподготовленную.
В структуру речевого общения входят: 1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи») ; 2. Речевые звуковые явления; 3. Выразительные качества голоса
Невербальные средства общения изучают следующие науки: 1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела позы, осанку, поклоны, походку. 2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр. 3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. 1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела позы, осанку, поклоны, походку. 2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр. 3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.
Обратная связь в общении это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Умение слушать - это составная и не менее важная, чем говорение, часть общения. Обратная связь в общении это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Умение слушать - это составная и не менее важная, чем говорение, часть общения.
Литература: Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб., Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, Смирнова Г. Психология психологического общения.- М., Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. М., 2011.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!