Часть 1 Раннее Средневековье V-XI века
Формируется новый тип культуры – религиозный. Римские катакомбы - христианские храмы раннего средневековья. Библия – главная книга христианства. В эпоху Средневековья почти единственная. Библия - с греческого «книги».
Книга кельтов – древнейшая рукописная книга, сочетающая языческий стиль иллюстраций и христианское содержание.
В 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя. Римляне называли «варварами» племена, жившие на границах Римской империи – кельтов, германцев, славян.
Высокие достижения варварских народов в прикладном искусстве и ремёслах отразились в оформлении окладов первых рукописных книг.
Ювелирное искусство германцев Особенности: яркие краски, звериная символика, использование дорогих металлов и драгоценных камней
Христианские храмы раннего Средневековья капеллы Крестово-купольные храмы Восточной Европы базилики Романские и готические храмы Западной Европы Центрические в плане Прямоугольные в плане
мавзолеи капеллы Сооружения круглые или восьмиугольные в плане Мавзолей Теодориха, императора остготов, Равенна
крестово-купольные храмы
базилика
Каролингское возрождение При Каролингах – так называлась династия, происходившая от франкского короля и императора Карла Великого (768 г. – 814 г.) – античность провозглашалась идеалом государственности и культуры. При Карле возрождается искусство объёмной скульптуры. Каменная скульптура по-прежнему представляла собой рельефы, выполняющиеся на библейские сюжеты. «Каролингский ренессанс» - так называют искусство этой эпохи.
Часть 2 Зрелое Средневековье Романский стиль XI - XII века
Романский стиль Термин «романский стиль» появился в начале XIX столетия и применяется к европейскому искусству X XII вв. Учёные полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества (от лат. romanus «римский»).
В XI-XII веках утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который был присущ прежде всего архитектуре. Главные архитектурные сооружения романского стиля: Монастырь-крепость Храм-крепость Замок-крепость
Огромную роль в романскую эпоху играли монашеские ордена. Монастырские комплексы представляли собой целые посёлки и города-крепости. В их планировке строго соблюдались требования обороны. Бенедиктинский монастырь в Хирсау, Германия, XI век Бенедиктинцы Цистерианцы Францисканцы доминиканцы
Скульптура романского периода Важнейшая примета романской скульптуры – условность. Смысл произведения не в реалистическом сходстве, а в передачи сути явления.
Основной темой романской скульптуры было прославление Бога.
В каменных украшениях часто уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие видения с темами нерелигиозного содержания, где действующие лица – крестьяне, жонглёры, акробаты, а также образы народной фантастики: полузвериные маски, лики с гримасами.
Часть 3 Зрелое Средневековье Готический стиль XIII - XV века
Готический стиль (готика) – художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший между серединой XII и XV – XVI вв. Особенности: устремлённость ввысь, лёгкость конструкций каркасная система и ребристый свод ажурный декор живопись светом, витражи В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города. А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша и кафедральный собор.
В готической скульптуре статичность и замкнутость романских статуй сменились «подвижностью фигур», особой пластикой в которой органически переплелись возвышенная духовность и острые жизненные наблюдения, фантастический гротеск. Скульптура готического периода
В скульптуре готики приходит новое понимание образов Христа и Богоматери на первый план выдвинулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. Христос из грозного судьи превращается в мудрого проповедника.
В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве также часто, как и в романском: например, в виде скульптур химер или скульптур- водостоков горгулий
Живопись готического периода В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу живописному изображению из скреплённых между собой цветных стёкол, помещённому в проём окна. В XII-XIII веках делали цветные витражи. Готовые цветные стёкла нарезали в соответствии с рисунком, набирали на шаблоне, а затем покрывали росписью. Эти элементы скрепляли свинцовыми перемычками и заключали в металлическую раму.
Часть 4 Литература
Вся культура раннего Средневековья получила церковную окраску. Античную философию сменило католическое богословие. История свелась к монастырским хроникам, литература – к житиям святых, музыка рассматривалась как предмет, необходимый в церковной службе. Вместе с тем существовала богатая устная литература народных сказаний – эпос. Ранее средневековье религиозная (на латинском языке) -жития святых -«видения» о загробном мире -заклинания эпическая (на национальных языках) -германский эпос -ирландские саги -исландские саги
Зрелое средневековье светская -героические поэмы -поэзия вагантов -куртуазная литература -городская литература религиозная
Часть 5 Театр и музыка X - XV века
В музыке Средневековья господствует монодический склад. То есть под сводами собора звучал одноголосый мужской хор. Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху. Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. В них был развит элемент театральности. Популярна полифония. Её жанры - канон, органум и мотет. Формируется камерная светская музыка. Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь, играть.
Изобретатель линейной нотации – Гвидо из Ареццо
Театральные действия светские -фарс -карнавал религиозные -литургическая драма -миракль, мистерия -моралите
Часть 6 Мода