Обучение персонала по работе в ИС
Чаще всего проблемы, связанные с противодействием проекту автоматизации, выражаются в недобросовестном поведении сотрудников. Оно может выражаться как в саботаже проекта, так и в агрессивном поведении, невыполнении прямых указаний руководителей и т.д..
Такое поведение обычно вызывается несколькими человеческими факторами: страх перед нововведениями; консерватизм опасение потерять работу или утратить свою незаменимость; боязнь существенно увеличивающейся ответственности за свои действия.
Руководители предприятия, принявшие решение автоматизировать свой бизнес, в таких случаях должны всячески содействовать ответственной группе специалистов, проводящей внедрение информационной системы
создать у сотрудников всех уровней твёрдое ощущение неизбежности внедрения; наделить руководителя проекта внедрения достаточными полномочиями, поскольку сопротивление иногда возникает даже на уровне топ-менеджеров; всегда подкреплять все организационные решения по вопросам внедрения изданием соответствующих приказов и письменных распоряжений.
Кроме того, зачастую бывает необходимо провести PR-кампанию, целью которой было бы объяснение сотрудникам, что нововведения направлены на повышение конкурентоспособности фирмы, а значит, и на повышение материального благосостояния всех ее сотрудников. В первую очередь, необходимо объяснить персоналу, что освоение системы – это продвижение компании к новым горизонтам, причем эти горизонты должны быть сформулированы на понятном сотрудникам языке.
На некоторых этапах проекта внедрения временно возрастает нагрузка на сотрудников предприятия. Это связано с тем, что помимо выполнения обычных рабочих обязанностей, сотрудникам необходимо осваивать новые знания и технологии. Во время проведения опытной эксплуатации и при переходе к промышленной эксплуатации системы в течение некоторого времени приходится вести дела, как и в новой системе, так и продолжать ведение их традиционными способами (поддерживать бумажный документооборот и существовавшие ранее системы). В связи с этим, отдельные этапы проекта внедрения системы могут затягиваться под предлогом того, что у сотрудников и так хватает срочной работы по прямому назначению, а освоение системы является второстепенным и отвлекающим занятием. В таких случаях руководителю предприятия, помимо ведения разъяснительной работы с уклоняющимися от освоения новых технологий сотрудниками необходимо: повысить уровень мотивации сотрудников к освоению системы в форме поощрений и благодарностей; принять организационные меры к сокращению срока параллельного ведения дел.
процесс обучения при внедрении АИС должен идти по двум направлениям: обучение конечных пользователей; обучение технического персонала.
В первом случае этот процесс направляется на обеспечение максимальной эффективности усвоения всем персоналом компании базовых понятий. К проведению такого рода обучения должны привлекаться как сторонние консультанты, так и собственно сотрудники IT-отдела фирмы- Заказчика.
При этом каждый этап обучения рекомендуется подразделить на трипод этапа: Теоретическая подготовка пользователей. Пользователям системы необходимо изучить, каким образом построен процесс взаимодействия с АИС, какие функции в общем процессе выполняет каждый конкретный пользователь. На данном этапе для обучения эффективно использовать обучающие презентации (демо-ролики) и регламенты применения (инструкции). Практическая подготовка пользователей. На этом этапе пользователям системы рекомендуется попробовать внести в систему тестовые данные в соответствии с шагами, описанными в обучающих презентациях и инструкциях. Работа с реальными данными. Пользователи вносят в систему реальные данные.
Одним из наиболее известных способов обучения является использование средств мультимедиа. При простом обучении в группе воспринимается и запоминается до 10% материала. При использовании наглядных пособий и звукового ряда восприятие увеличивается до 50–80% от общего объема материала.