« Иди с Богом своей дорогой. Твоя дорога – дорога чести »
« Дорога чести » В произведении « Война и мир », романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической среды в эпоху войн та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней.
В салоне мадам Шерер Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет " глупым обществом ".
Светское общество Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит " на одной доске с придворным лакеем и идиотом ". " Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти ".
Военная служба Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова.
Андрей Болконский Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет " жажда такого подвига, который необходим для военного человека ".
Аустерлицкое сражение Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком " Ребята, вперед !" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского " пал героем ".
Небо Аустерлица Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания :
Небо Аустерлица С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул : "Bo т прекрасная смерть !" « он слышал слова Наполеона, как бы он слушал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, а тотчас же забывал их ».
Это психологическое состояние великой перемены ощущается еще и в госпитале. Неожиданно он пережил еще одну встречу с кумиром. Наполеон приезжает посмотреть на раненых русских. Андрей молча смотрит на Наполеона, не отвечая ему.
Нравственный путь князя Болконского - это смена противоположных циклов духовной жизни : вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни. В. Е. Красовский