Культура Византии VI – XI века
Античное наследие и христианство Античность Образование Развитие научных знаний
Христианство Богословие
Христианский храм Бази́лика (базили́ка) (греч. βασιλική царский дом) тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.
Неф (фр. nef, от лат. navis корабль) вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Апси́да (от др.-греч. ψίς, род. падеж ψ δος свод), абси́да (лат. absis) выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Алтарь (лат. altarium) жертвенник (от altaria,приспособление для сжигания жертвы: altus высокий, ara возвышенное место для жертвоприношения; жертвенник).
Крестово-купольный храм архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в VVIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.
Крестово-купольный стиль
Святая София
Внутреннее убранство храма
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum (произведение) посвящённое музам) декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Ико́на (от ср.-греч. ε κόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. ε κών «образ», «изображение») в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.
Фре́ска (от итал. affresco свежий), Аффреско живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.