Выпускное сочинение в 11 классе 2015 ГОД
Сайт ФИПИ
Учащимся с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено право писать изложение.
Задачи введения экзамена: выявить уровень речевой культуры выпускника, начитанность, личную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
СРОКИ СДАЧИ Первая среда декабря 2014 года. Дополнительно при неудачной сдаче – первая среда февраля и первая среда мая 2015 года.
СТАТУС Выпускное сочинение является допуском к сдаче ЕГЭ. Все сочинения направляются в единую базу данных. Сочинение рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов при поступлении в вуз. Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям (критерии предложены вузам, но они вправе их переработать).
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ Выпускники будут писать сочинение в своих школах. Проверять сочинения будут комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Оценка сочинения Оценка: зачёт/ незачёт. Для получения зачёта за сочинение в целом необходимо получить зачёт по критериям 1 и 2, а также дополнительно зачёт хотя бы по одному из критериев 3, 4, 5. Критерии оценивания: 1. Соответствие теме; 2.Аргументация. Привлечение литературного материала; 3.Композиция; 4. Качество речи; 5.Грамотность.
Время написания – 3 часа 55 минут. Объём сочинения – не менее 350 слов (2 – 2,5 страницы размера А4). Менее 250 слов – работа считается невыполненной. Выбор текстов – не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Темы сочинений В 2015 году - 5 тематических направлений. Темы будут известны на самом экзамене. Для каждого часового пояса – свои темы в рамках этих пяти направлений.
Принципы формулировки тем сочинений Посильность; Ясность и чёткость постановки проблемы; Свободный выбор литературного материала. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров.
Тематические направления: 1.«Недаром помнит вся Россия…» (200- летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. Своеобразие творчества Особенности проблематики Специфика художественной картины мира Характерные черты лермонтовского героя
2. Вопросы, заданные человечеству войной. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Причины войны Влияние войны на судьбу человека и страны Нравственный выбор человека на войне
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. Эстетические Экологические Социальные аспекты
4. Спор поколений: вместе и врозь Семейные ценности Различные грани проблемы взаимоотношений между поколениями Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
5. Чем люди живы? Ценностные ориентиры человека и человечества Этико- нравственные, философские, социальные аспекты бытия Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).