Синто – путь богов коми. Основа синто в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. У каждой вещи есть свой дух, божество коми. Некоторые коми являются духами местности или определённых природных объектов, другие олицетворяют глобальные природные явления. Почитаются коми покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитникоми своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.
Мифология синто Идзанаги Идзанами Очень показательной для понимания мировоззрения синто является история Идзанаги и Идзанами последней из появившихся божественных пар. Они создали остров Онногоро Срединный Столп Всей Земли, и заключили между собой брак, став мужем и женой. От этого брака появились японские острова и множество коми, заселивших эту землю.
Кагуиути Последним рождается бог огня Кагуиути. Появившись из лона матери, он опалил его, и Идзанами умерла удалилась в царство мертвых. Горюя о ее кончине, Идзанаки отправился за женой в подземное царство». После многих злоключений в царстве смерти Идзанаки бежал оттуда и расторг брак с Идзанами, ставшей богиней загробного мира. На земле Идзанаки совершил очищение, во время которого явилось на свет множество богов.
Аматэрасу Цукуёми Сусаноо От капель воды, которой Идзанаки омыл левый глаз, появилась богиня солнца Аматэрасу, от воды, омывшей его правый глаз, бог ночи и луны Цукуёми, и, наконец, от воды, омывшей нос Идзанаки, бог ветра и водных просторов Сусаноо. Идзанаки распределил между ними свои владения: Аматэрасу получила равнину высокого неба, Цукуёми царство ночи, а Сусаноо равнину моря.
Получив под свою власть части Мира, боги начали враждовать. Первым был конфликт Сусаноо и Аматэрасу брат, посетив сестру в её владениях, повёл себя буйно и несдержанно, и в конце концов Аматэрасу заперлась в небесном гроте, принеся в мир тьму. Боги (по другой версии мифа люди) выманили Аматэрасу из грота с помощью пения птиц, танцев и громкого смеха.
Аматэрасу Омикоми Аматэрасу Омикоми ("Великая, священная богиня, сияющая на небе"), в японской мифологии богиня солнца и прародительница японских императоров, глава пантеона синтоистских богов.
Изгнанный из такама-но хара, Сусаноо совершает нисхождение к верховьям реки Хи в Идзумо, спасает людей от чудовища - восьмиглавого и восьмихвостого змея, женится на спасенной им от змея Кусинада-химэ, строит брачные покои.
Синтоистский культ относительно прост. Для помещения «синтай» и поклонения ему с самых древних времён строились синтоистские святилища - «дзинд-зя», или «дзингу», посвященные разнообразным божествам. Среди множества «дзиндзя», число которых в Японии превышает 80 тыс., есть посвященные одному божеству, нескольким или множеству. Храмы
ТОРИИ ТОРИИ - непременный атрибут любого синтоистского святилища - П-образные ворота с двумя перекладинами сверху. Тории столь же характерны для Японии, как, скажем, купола православных колоколен для России. И столь же исключительны. Тории напоминают о том, как богиня Аматэрасу укрылась в небесном гроте, и наступила тьма. Чтобы заставить богиню выйти из своего убежища, другие боги поставили перед входом в грот насест и посадили на него петухов. Этот насест и явился прообразом современных тории.
Ярко-красные ворота - тории - вынесены далеко в море. Вместе с "плывущим" храмом они производят незабываемое впечатление.
Ритуалы Ритуалы составляют основу синто. Смысл синтоистских ритуалов заключается в восстановлении и укреплении связи между человеком и душой божества. Каждому важному событию сопутствует определённый обряд, где священнодействует жрец.
Очищение Очищение (сайкай) – неотъемлемая часть синтоистского ритуала. Этот обряд связан с понятиями чистого и нечистого, которые имеют в Японии огромное значение. Ритуал очищения призван подготовить человека к непосредственному общению с божеством.
Жертвоприношение Другой важнейший обряд синтоистского ритуала – жертвоприношение. Жертвенная пища подразделяется на специально приготовленную, сырую и полученную от живых рыб и птиц (икра, птичьи яйца). Каждый храм имеет свои традиции приготовления и подношения ритуальной пищи.
Норито – речевой ритуал Кульминационным моментом любой синтоистской церемонии является норито – речевой ритуал, исполняемый священнослужителем. Он включает обращение к божеству или к собравшимся, прославление божества, изложение мифологического сюжета, связанного с данной церемонией, просьбы, обращённой к божеству и перечисления подносимых даров.
Мацури Мацури – наиболее яркие и пышные из синтоистских церемоний. Они, как правило, продолжаются несколько дней и проводятся в каждом храме один-два раза в год. В программу мацури в разных храмах могут входить и факельные шествия, и военные парады средневековых самураев, и фейерверки, и символическая коллективная посадка риса. Наиболее впечатляющим моментом синтоистского праздника является шествие с паланкином (комиксы). В нём, якобы, само божество объезжает окрестности храма.
Благодаря соблюдению синтоистских обрядов происходит познание собственной истории, приобщение к национальным ценностям, освоение традиционного народного творчества. Для Японии синто не просто религия, а само ядро национальной культуры.