Психологические рекомендации для педагогов-психологов оказывающих помощь в кризисных ситуациях
Это система приемов, которая позволяет помочь себе и окружающим, оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, которые возникают в связи с кризисом или катастрофой. Почему происходит: Человек, оказавшись в чрезвычайной ситуации, переживает сильное эмоциональное потрясение, ведь его привычная «нормальная» жизнь в одно мгновение изменилась. Находясь в таком состоянии, человек не всегда самостоятельно может справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями, которые захлестывают его в этот момент. Это могут быть и страх, и гнев, и обида, и тревога, безысходность и острейшее чувство утраты, потери. Именно поэтому так важно его поддержать и помочь найти силы и мужество жить дальше.
Что мы делаем: Уважаем того человека, которому мы оказываем помощь, его состояние, его ценности и его право на то, чтобы реагировать на ситуацию так, как он реагирует. Мы оцениваем свое состояние и собственные силы и принимаем для себя решение, что сейчас мы можем и готовы помогать. Мы используем только те приемы, в которых уверены, что они могут помочь и не навредят. Если мы не уверены в своих силах, то не оказываем помощь, а обращаемся к профильным специалистам. Что мы не делаем: Мы не обманываем человека и не даем ему ложных надежд. Не переоцениваем собственные способности и при необходимости обращаемся за помощью к профильным специалистам. (психотерапевту, неврологу) Мы не манипулируем человеком или ситуацией для того, чтобы добиться каких-то выгод. Зачем мы это делаем: Стремление помочь – это естественное желание любого человека, вовремя протянутая рука помощи может помочь человеку справиться с самыми страшными событиями в его жизни. Человек, попавший в экстремальную ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помощи и поддержке.
Истероидная реакция (истерика) – это активная энергозатрат на я поведенческая реакция человека. Таким образом он бурно выражает свои эмоции, выплескивая их на окружающих. Он может кричать, размахивать руками, одновременно плакать. Истерика всегда происходит в присутствии зрителей. Почему происходит: Истероидная реакция – это один из тех способов, с помощью которых наша психика реагирует на случившиеся экстремальные события. Что мы делаем: Стараемся удалить зрителей и замкнуть внимание на себя, чем меньше зрителей, тем быстрее истероидная реакция прекратится. Мы становимся самым внимательным слушателем, оказываем человеку поддержку, слушаем,киваем, поддакиваем. Сокращаем свою вербальную активность (количество слов, которые говорим). Если говорим,то короткими простыми фразами, обращаемся к человеку по имени. Если мы не «подпитываем» эту реакцию своими словами, высказываниями, репликами, то через 10–15 минут она пойдет на спад. После истерики наступает упадок сил, поэтому необходимо дать человеку возможность отдохнуть
Что мы не делаем: Мы не совершаем неожиданных действий (не даем пощечину, не обливаем водой, не трясем человека), не вступаем с человеком в активный диалог по поводу его высказываний до тех пор, пока эта реакция не пройдет. Мы не считаем, что человек делает это намеренно, чтобы привлечь к себе внимание. Помним, что истероидные проявления – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Не говорим шаблонных фраз: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя». Зачем мы это делаем: Истероидная реакция – очень энергозатрат на, а также обладает свойством заражать окружающих.
Что это: Агрессивная реакция, или гнев, злость – это активная энергозатрат на я реакция, которая бывает нескольких видов: вербальная (человек высказывает слова угрозы) и невербальная (человек совершает какие-то агрессивные действия). Почему происходит: Экстремальная ситуация – это такая ситуация, которая сразу вдруг существенно нарушает уклад жизни, который сложился у человека. Человек имеет право в такой ситуации испытывать злость, гнев и раздражение.
Что мы делаем: Мы говорим с человеком спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи, обращаемся к человеку по имени, задаем ему вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации: «Как вы считаете, что будет лучше сделать: это или вот это?» Мы всегда говорим тише, медленнее и спокойнее, чем человек, который испытывает эту реакцию. Мы принимаем его право на эту реакцию и понимаем, что она направлена не на окружающих,а на обстоятельства. Что мы не делаем: Мы не считаем, что человек, выражающий агрессию, по характеру злой. Гнев – нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, так человек выражает свою эмоциональную боль. Мы не стараемся переспорить человека или переубедить его, даже если считаем, что он не прав. Не угрожаем и не запугиваем. Гнев – это еще более эмоционально заразительная реакция, чем истероидная (истерика). Если вовремя ее не остановить, то в какой-то момент она может стать массовой. Многие люди, которые испытывали такую реакцию, потом недоумевали, как такое с ними могло произойти. Зачем мы это делаем: Мы просто помогаем человеку совладать со шквалом эмоций, со своим гневом, помогаем ему с достоинством пережить те испытания, которые ему выпали
Что это: Это реакция снижения общей эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности человека. Почему происходит: Зачастую, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, это оказывается для него настолько тяжелым переживанием, что он не в состоянии сразу осознать то, что случилось, и апатия в данном случае выступает как психологическая анестезия.
Что мы делаем: Если это возможно, даем такой реакции состояться, обеспечиваем человеку те условия, в которых он мог бы отдохнуть. Если это по каким-то причинам невозможно, то помогаем человеку мягко выйти из этого состояния. Для этого мы можем предложить ему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук. Можно дать стакан сладкого крепкого чая, предложить какую-то умеренную физическую нагрузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений). Мы разговариваем с человеком, задаем ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он нам или нет: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?» Мы говорим человеку о том, что испытывать апатию – это нормальная реакция на сложившиеся обстоятельства. Что мы не делаем: Мы не выдергиваем человека из этого состояния и не прекращаем течение этой реакции без крайней на то нужды. Мы не призываем его собраться, апеллируя к моральным нормам, не просим «взять себя в руки», не говорим, что «так нельзя», «ты сейчас должен». Зачем мы это делаем: Когда мы даем реакции состояться, то мы позволяем человеку в комфортном для него режиме осознать произошедшее. А в случае если человеку необходимо активно действовать, мы помогаем ему прийти в рабочее состояние щадящим способом
Что это: Страх – это эмоция, которая оберегает нас от рискованных, опасных поступков, его время от времени испытывает каждый человек. Опасным он становится, когда он не оправдан (человек боится того, что не представляет для него опасности) или силен настолько, что лишает его способности думать и действовать. Почему происходит: Экстремальные условия так называются, потому что выходят за рамки нормального опыта человека, поэтому сильные проявления страха – это тоже нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
Что мы делаем: Мы не оставляем человека одного, страх тяжело переносить в одиночестве. Если страх настолько силен, что буквально парализует человека, то мы предлагаем сделать ему несколько простых приемов. Например, задержать дыхание, насколько это возможно, а после сосредоточиться на спокойном медленном дыхании. Другой прием основан на том, что страх –это эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность, поэтому можно предложить человеку простое интеллектуальное действие, например отнимать от 100 по 7. Когда острота страха начинает спадать, мы говорим с человеком о том, чего он боится, но не нагнетая эмоции, а давая возможность человеку выговориться. Мы говорим ему, что страх в такой ситуации – это нормально. Такие разговоры не могут усилить страх, а дают возможность человеку поделиться им. Ученые давно доказали, что, когда человек «проговаривает» свой страх, он становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится, мы поддерживаем его, говорим с ним на эту тему. Что мы не делаем: Не оставляем человека одного. Даже если мы считаем, что страх неоправданный или нелепый, то не пытаемся убедить в этом человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости». Когда человек находится в этом состоянии, для него страх серьезен и эмоционально болезненен. Зачем мы это делаем: Страх – это эмоция, которая, возникая один раз, может надолго поселиться у человека в душе. И тогда она начнет мешать ему жить, вынуждая отказываться от каких-то действий, поступков, отношений. Чем дольше человек живет со своим страхом, тем сложнее ему с ним бороться. Поэтому чем быстрее человек справится со своим страхом, тем меньше вероятность того, что эмоция,возникшая в ответ на ненормальные обстоятельства, превратится в проблему, которая будет беспокоить человека долгие годы.
Что это: Состояние тревоги отличается от состояния страха тем, что, когда человек испытывает страх, он боится чего-то конкретного (поездок в метро, болезни ребенка, аварии и т.д.), а когда человек испытывает чувство тревоги, он не знает, чего он боится. Поэтому в каком-то смысле состояние тревоги тяжелее, чем состояние страха. Почему происходит: Источником тревоги очень часто является недостаток информации и состояние неопределенности, которое характерно для любой чрезвычайной ситуации.
Что мы делаем: При тревожной реакции очень важно постараться разговорить человека и понять, что именно его тревожит. В этом случае возможно, что человек осознает источник тревоги, и тогда она трансформируется в страх. А со страхом справиться проще, чем с тревогой. Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. Тогда можно проанализировать, какая информация необходима, когда и где ее можно получить, составить план действий. Самое мучительное переживание при тревоге –это невозможность расслабиться. Напряжены мышцы, в голове крутятся одни и те же мысли, по- этому полезно бывает сделать несколько активных движений, физических упражнений, чтобы снять напряжение, а еще лучше вовлечь человека в продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями. Что мы не делаем: Не оставляем человека одного. Не убеждаем его, что тревожиться незачем, особенно, если это не так. Не скрываем от него правду о ситуации или плохие новости, даже если с нашей точки зрения это может его расстроить. Зачем мы это делаем: Состояние тревоги – это одно из тех состояний, которое может длиться долго, вытягивая из человека силы и энергию, лишая его возможности отдыха, парализуя способность действовать.
Что это: Плач – это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции. Каждый хотя бы раз в жизни плакал и знает, что слезы, как правило, приносят значительное облегчение. Почему происходит: Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, он не может сразу, как по взмаху волшебной палочки, вернуться в обычную жизнь. Его переполняют сильнейшие эмоции, и слезы в данном случае – это способ выплеснуть свои чувства. Любую трагедию, любую потерю человек должен ПЕРЕЖИТЬ. Пережить – это значит принять то, что с ним случилось, выстроить новые отношения с миром. Процесс переживания не может случиться сразу, он занимает какое-то время. Эмоционально это время очень непростое для человека. Слезы, печаль, грусть, размышления о произошедшем свидетельствуют о том, что процесс переживания начался. Такая реакция является самой лучшей.
Что мы делаем: Нужно дать этой реакции состояться, но находиться рядом с плачущим человеком и не пытаться помочь ему – тоже неправильно. Мы стараемся выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что мы вместе с ним сочувствуем и сопереживаем. Можно держать человека за руку, иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов. Важно дать человеку возможность говорить о своих чувствах. Если мы видим, что реакция плача затянулась и слезы уже не приносят облегчения человеку, можно предложить ему выпить стакан воды – это известное и широко используемое средство. Мы можем предложить человеку сконцентрироваться на глубоком и ровном дыхании, вместе с ним заняться каким-нибудь делом. Что мы не делаем: Мы не пытаемся остановить эту реакцию, успокоить человека и убедить его не плакать. Мы не считаем, что слезы являются проявлением слабости. Зачем мы это делаем: Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, и это может нанести вред психическому и физическому здоровью человека.
P. S.: «Все, что не убивает меня, делает меня сильнее» – это изречение древнего философа как нельзя более точно описывает то, что происходит с человеком, переживающим психологическую травму. Кризисы после трагических событий, душевная боль, которую люди испытывают при потере близкого, –это плата за то, чтобы быть человеком. Кто-то справляется с этим сам, а кто-то сам справиться не может. В этом случае нет ничего постыдного или неудобного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту: психологу, врачу, психотерапевту. Мы надеемся, что наша информация поможет вам понять те чувства, которые возникают у людей в ответ на кризисное событие, поддержать их и помочь этим людям пережить сложные жизненные моменты.