КОНОНОВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ, С.Н.С. ИСА РАН УСПЕШНОСТЬ СУПЕРНАЦИЙ И ИХ СПОСОБНОСТЬ КОНКУРИРОВАТЬ С ПОТЕНЦИАЛЬНО РАЗРУШИТЕЛЬНЫМИ СИЛАМИ
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТЕРМИНАХ Супернация Supernation - an alliance or union of several nations into a nationlike entity (англоязычные словари). Супернации – большие полиэтнические нации (Россия, США, Китай, Индия, Евросоюз). Конкуренция - от лат. concurrere «сталкиваться»лат. Конкурентоспособность – способность «держать удар» (выживать, побеждать) при столкновениях с разрушительными силами или избегать таких столкновений. Потенциально разрушительные силы (ПРС) – силы проявляющие свой разрушительный характер, только при определенном стечении обстоятельств. Далее назовем их конкурентными силами.
ПЯТЬ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ ПО ПОРТЕРУ ДЛЯ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. КТО МОЖЕТ НАНЕСТИ УДАР Другие производители таких же товаров. Соперничество между существующими конкурентами. Конкуренция заставляет инвестировать в маркетинг, R&D или снижение цен, что снизит прибыль. Вновь появляющиеся производители. Появление новых конкурентов. Для этого необходим определенный конкурентоспособный ответ, который, в свою очередь, неизбежно требует ресурсов, что снизит прибыли. Производители товаров-заместителей. Присутствие на рынке конкурентоспособного аналога вашего продукта или услуги заставляет вас ограничивать цену. Покупатели товаров. Способность покупателей отстаивать собственные интересы. Покупатели обязательно ею воспользуются, что сократит выручку и в результате скажется на прибыльности. Поставщики. Способность поставщиков отстаивать собственные интересы. Заполучив власть над вами, поставщики будут повышать цены, что отрицательно скажется на вашей прибыльности.
ТРИ БАЗОВЫХ (РОДОВЫХ) СТРАТЕГИИ ОБУЗДАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ ПО ПОРТЕРУ Стратегия, по Портеру, - это способ конкурировать («держать удар»). Первая родовая стратегия - дифференциация, конкуренция на основе добавления стоимости покупателю (качества, услуг, дифференциации), при которой потребители платят надбавку для покрытия возрастающих издержек. Вторая стратегия - лидерство в снижении затрат, предложение продукции или услуг по самой низкой цене. Согласно этой стратегии, качество и обслуживание имеют определенную ценность, но дифференциацию обеспечивает сокращение издержек. Третья родовая стратегия - фокусирование. Компании с четкой стратегией имеют преимущества перед конкурентами с расплывчатой стратегией, пытающейся сочетать дифференциацию и снижение издержек.
КОНКУРЕНТНЫЕ СИЛЫ, ПОТЕНЦИАЛЬНО СПОСОБНЫЕ НАНОСИТЬ УДАРЫ СУПЕРНАЦИЯМ Другие супер нации Другие государства Окружающая среда (стихийные бедствия и катастрофы) Промышленность и технологические комплексы (техногенные катастрофы) Уязвимости супер нации* *Для идентификации и контроля уязвимостей в системах национального масштаба в ИСА РАН разработаны специальные программные комплексы «Риск Детектор» и «Риск Менеджер», апробированные в системах управления национальными критическими инфраструктурами ( ).
СЛАГАЕМЫЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИЙ
ТРИ БАЗОВЫХ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (ОБУЗДАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ) СУПЕРНАЦИЙ Первая стратегия - обеспечение жизненно- важного значения супер нации для этносов, которые ее образуют Вторая стратегия - обеспечение жизненно- важного значения супер нации для человечества Третья стратегия - мировое мировоззренческое и идеологическое лидерство, лидерство в технологиях, уровне жизни, в социальном, пенсионном, медицинском обеспечении.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!