Оценка достижения личностных результатов освоения учащимися основной образовательной программы ООО Ветрова Яна Анатольевна, ст. преподаватель кафедры управления образованием, психологии и педагогики МАОУ ДПО ИПК
ФГОС В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно - образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
ФГОС Главная цель образования сегодня – развитие личности учащегося на основе формирования и развития универсальных способов освоения мира, в связи с этим от педагога требуется серьезная подготовка и соответствующие умения по формированию и систематическому отслеживанию личностных результатов.
Оценка личностных результатов Результаты учителя и / или образовательного учреждения – это разница между личностными результатами учеников в начале обучения ( входная диагностика ) и в конце обучения ( выходная диагностика ). Прирост результатов означает, что учителю и образовательному учреждению в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников в соответствие с современными требованиями ( ФГОС ).
Оценка личностных результатов достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии ; формируются в образовательном процессе приоритетными для оценки являются личностные результаты, которые формируются в образовательном процессе ( то есть те, за формирование которых несет ответственность образовательное учреждение )
Основные направления оценки личностных результатов ( ЛР ): сформированность основ гражданской идентичности личности ; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно - познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования ; сформированность социальных компетенций, включая ценностно - смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
ВНЕШНЯЯ оценка личностных результатов осуществляется специалистами, не работающими в данном образовательном учреждении, обладающими необходимой компетентностью ; предметом оценки является эффективность воспитательно - образовательной деятельности ОУ, муниципальной, региональной или федеральной системы образования.
ВНУТРЕНЯЯ ( внутри ОУ ) оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе 1) соблюдение норм и правил поведения, принятых в ОУ ; 2) участие в общественной жизни ОУ и ближайшего социального окружения, общественно - полезной деятельности ; 3) прилежание и ответственность за результаты обучения ; 4) готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования ; 5) ценностно - смысловые установки обучающихся, формируемых в рамках системы общего образования.
Оценка личностных результатов 1. Самоопределение : готовность к выбору предпрофильного и профильного образования ; готовность к выбору предпрофильного и профильного образования ; основы гражданской идентичности личности основы гражданской идентичности личности - осознание своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе ( когнитивный, ценностно - эмоциональный и деятельностный компоненты ); самооценка самооценка ( когнитивный компонент : дифференцированность, рефлексивность, регулятивный компонент ).
Оценка личностных результатов 2. Смыслообразование сформированность учебных и познавательных мотивов – интерес к новому содержанию и новым способам действия ; стремление к самоизменению и самосовершенствованию ( приобретению новых знаний и умений, компетенций ); мотивация достижения ; порождение нового личностного смысла учения на основе установления связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
Оценка личностных результатов 3. Морально - этическая ориентация развитие морального сознания и моральной компетентности ; просоциальное и моральное поведение ; развитие моральных чувств ; развитие моральной самооценки.
Формы оценки личностных результатов : технология портфолио ; педагогический и психологический мониторинг ; мониторинг качеств воспитанности ; дидактические задачи ; контрольно - диагностические задания, построенные на основе трех составляющих ( самоопределение, смыслообразование, морально - этическая ориентация )
Оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся, которым необходима специальная поддержка : Формы оценки : систематическое наблюдение за ходом психического развития ребенка ; возрастно - психологическое консультирование по запросу родителей ( законных представителей ) или по запросу педагогов / администрации при согласии родителей ( законных представителей ); психологический и медицинский мониторинг.
Фиксация личностных результатов и их интеграция : Портфолио достижений обучающегося ( контекстная информация, карты успехов, личностных достижений и т. д.). Ведется учеником. Пометки и дополнения вносят : учитель, члены семьи ( при согласии ученика ). Проблемно - ориентированный анализ деятельности педагогического коллектива по результатам выполнения ООП за конкретный учебный год ( составляется педагогами, администрацией ). Карты индивидуального сопровождения обучающихся « группы риска » ( ведутся педагогом, психологом ). Медицинская карта обучающегося ( ведется школьным врачом ).
ВНУТРЕНЯЯ оценка личностных результатов ( итоговая ) включает : 1. Характеристику достижений и положительных качеств учащегося. 2. Определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психолого - педагогических проблем ребенка. 3. Систему психолого - педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
ВНУТРЕНЯЯ оценка личностных результатов ( итоговая ): Все оценки, как и выводы, сделанные на основе оценок, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений ( портфолио ) и другими объективными показателями. Предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки выпускников с четко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно не персонифицированной ( анонимной ) информации о достигаемых обучающимся образовательных результатах.
Оценка личностных результатов Сайты :