Паровозы Стефенсона
Джордж Стефенсон
Джордж Стефенсон – родился 9 июня 1781 года в Англии в семье шахтера. Семья Стефенсона была не богатой и в 8 лет он вынужден устроится на шахту. В течении долгого времени он проработал на деревянной колейной дороге. Лишь в 18 лет он учится читать и писать. Путем самообразования он приобретает специальность инженера по паровым машинам. С 1802 Джордж Стефенсон работает на обслуживание паровых машин на шахте. В 31 год его назначают главным механиком паровых машин шахты.Многие ошибочно приписывают Джорджу Стефенсону изобретение паровоза. Но на самом деле это не так. Его главная заслуга в истории техники, то что он сумел доказать всему миру превосходство парового транспорта над конной тягой.
Первый паровоз Стефенсона.В 1812 году, Стефенсон начинает создавать собственные паровые машины. Изначально он создает паровую машину, которая при помощи лебедки буксировала вагонетки с углем по рельсовой дороге рудника. Очень быстро он понимает, что подобным образом неудобно перемещать груз на большие расстояния и в 1814 году, Стефенсон строит свой первый паровоз. Его главное назначение транспортировка угля на шахте. Свой первый паровоз, Стефенсон называет «Блюхер» в честь прусского генерала одержавшего победу над Наполеоном. Первый паровоз Стефенсона привлек к себе внимание и в последующие 5 лет он строит еще 16 паровозов. Следующим знаменательным событием в жизни Джорджа Стефенсона, было участие в строительстве железной дороги от угольной шахты Хетон. Длина железной дороги составляла 13 километров. В одну сторону паровоз перемещался под действием силы пара, обратно же он просто скатывался под уклон. Это была первая железная дорога, где полностью отказались от конной тяги. В 1921 году, Джордж Стефенсон принимает участие в строительстве железной дороги Стоктон Дарлингтон. Изначально дорога планировалась для использования конной тяги, но Стефенсону удается переубедить ее владельцев использовать паровозы. В 1823 году, он основывает первый в мире паровозостроительный завод. В 1925 году на заводе заканчивают первый паровоз, который назвали «Эктив». Линию Стоктон – Дарлингтон длиной в 15 километров паровоз преодолевает за два часа. При этом он перевозит 80 тонн груза, а так же впервые в мире пассажирский вагон с членами приемной комиссии. Средняя скорость паровоза Стефенсона составляет 7,5 км/ч, при этом его максимальная скорость местами достигает 39 км/ч.При строительстве линии Стоктон - Дарлингтон, Стефенсон делает для себя важные выводы. Железная дорога должна быть максимально ровной и не иметь перепада по высотам, иначе при подъеме паровоз значительно теряет скорость, а на спусках, тормоза паровоза слишком слабы что бы удерживать многотонный состав. Все это он учитывает при проектировании следующих железных дорог. Для выравнивания рельефа местности, Стефенсон применяет железнодорожную насыпь, строит мосты, прокладывает туннели.
Следующим этапом его жизни было строительство двух железнодорожных веток Болтон Лей и Ливерпуль Манчестер. В 1929 году, по окончании строительства линии Ливерпуль – Манчестер, было решено произвести испытания паровозов различных марок, с целью выявления лучшего. Это событие было названо первой гонкой паровозов. Паровоз Стефенсона «Ракета» одержал убедительную победу в этой гонке. Все его конкуренты, оказались крайне не надежные и не выдержали испытаний. Он развил среднюю скорость 19 км/ч с грузом в 13 тонн. При этом его максимальная скорость на отдельных участках достигала 48 км/ч. Это был момент расцвета карьеры в биографии Джорджа Стефенсона.