Лекция 15 Проектирование строительного генерального плана Строительный генеральный план является вторым по значимости документом, входящим в ПОС и ППР. Он устанавливает границы строительной площадки; расположение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений; действующих, вновь прокладываемых и временных подземных, надземных и воздушных сетей и инженерных коммуникаций; постоянных и временных дорог; места установки строительных и грузоподъемных машин с указанием путей их перемещения и опасных зон; источники и средства энергоснабжения и водоснабжения строительной площадки; места складирования материалов и конструкций; площадки укрупнительной сборки и др. При проектировании стройгенплана устанавливают состав и наиболее целесообразное расположение строительных машин, временных зданий и сооружений и других элементов обустройства строительной площадки как с точки зрения удобства и безопасности их использования при выполнении строительно- монтажных работ, так и в отношении санитарно-гигиенических, противопожарных, экологических и экономических требований. В зависимости от стадии проектирования и строительства стройгенплан разрабатывается на отдельные периоды возведения подземных сооружений. Для его проектирования необходима исходно- разрешительная документация, в том числе ситуационный план местности и ее геоподоснова. В общем случае проект строительного генерального плана согласовывается: районный архитектор; органы санитарно-эпидемиологического надзора; органы пожарного надзора; отделом безопасности движения (ГИБДД); эксплуатирующими организациями (водоканал, электросбыт, телефонная сеть и т. д.).
Основные принципы проектирования стройгенплана 1. Согласованность представленных в нем решений с разделами проектов организации строительства и проектов производства работ, технологическими картами и другими организационно- технологическими документами. 2. Минимизация объектов временного строительства на площадке за счет максимального использования постоянных (существующих и проектируемых) зданий, дорог и инженерных коммуникаций. 3. Максимальное использование передвижного проходческого оборудования и временных зданий и сооружений в мобильном исполнении (передвижные подъемные машины, электроподстанции, котельные, компрессорные, складские и санитарно-бытовые помещения), обеспечивающие возможность их многократного использования. 4. Рациональность организации транспортных потоков на площадке за счет уменьшения расстояний перевозки материалов и конструкций и сокращения количества их перегрузок. 5. Обеспечение условий минимального перемещения материалов, изделий и конструкций в процессе выполнения строительно-монтажных работ с использованием монтажных механизмов, механизированных установок и специальных транспортных средств.
Виды строительных генеральных планов Различают ситуационные, общеплощадочные и объектные стройгенпланы. Ситуационные строительные генеральные планы являются самыми мелкомасштабными (масштаб меньше 1:10000) и на них отображается довольно большая территория, включающая само строительство и находящиеся вокруг него производственные, общественные, жилые и инфраструктурные объекты (трасса подземного сооружения, порталы, подходные и вспомогательные выработки, существующие застройка и постоянные дороги, предприятия стройиндустрии и др.) Общеплощадочные строительные генеральные планы предназначены для организации строительной площадки, включающей в себя несколько объектов, например здания и объекты градостроительного комплекса. Используемый масштаб находится в диапазоне от 1:1000 до 1: Объектный строительный генеральный план разрабатывается в интересах строительства одного объекта, а его отображение, как правило, соответствует диапазону масштабов от 1:100 до 1:1000. Работы по строительству комплекса подземного сооружения могут производиться с базисных и участковых строительных площадок. На базисной площадке размещаются временные производственные и бытовые здания и сооружения, необходимые для обслуживания всех забоев строительства. Участковые строительные площадки размещают у порталов тоннелей или устьев стволов в зоне, не мешающей постоянному подъезду.
Стройгенплан
Стройгенплан автодорожного тоннеля
Стройгенплан станции метрополитена
Стройгенплан городского коллектора