УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Цели и задачи программы: приобретение студентами теоретических знаний в области психологии кризисных и психотравмирующих ситуаций; осмысление студентами их личностной и профессиональной позиции по отношению к помогающей деятельности в сфере преодоления кризисов; формирование этически адекватной позиции по отношению к контакту с людьми, пережившими экстремальную ситуацию; получение опыта применения психотехнических приемов, обеспечивающих эффективную психологическую помощь, а также самопомощь пострадавшим; создание представлений об обеспечении психологической безопасности в обществе, профессиональной семейной, а также личностной сферах.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Совершенство своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1); Принятие ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработка нестандартных решений в проблемных ситуациях (ОК-6); Адаптация к новым ситуациям. Переоценка накопленного опыта, анализ своих возможностей (ОК-7); Позитивное воздействие личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8); Анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био- психо- социальных составляющих функционирования (ПК-8); Выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);
Основные разделы программы: п.п. Наименование раздела Всего часов (18) Лекцион. занятия (9) Практич. занятия (9) 1Общая характеристика трудной жизненной ситуации Психологические особенности экстремальной ситуации Психология терроризма Психологические особенности реакции горя, переживания утраты Особенности образа мира человека в период кризиса, модель психологической помощи во время кризиса 211
Основные темы в рамках разделов I-II учебной программы: Раздел I. Общая характеристика трудной жизненной ситуации. Тема 1. Понятие о трудной жизненной ситуации. Объективные и субъективные аспекты трудной жизненной ситуации. Типы экстремальных ситуаций. Тема 2. Стресс, стрессоустойчивость, физиологические и психологические проявления стресса, механизмы стресса, факторы возникновения, уровни реакций человека на стресс. Тема 3. Техники поведения в трудных жизненных ситуациях, влияние индивидуальных особенностей личности на возникновение и развитие стресса. Раздел II. Психологические особенности экстремальной ситуации. Тема 1.. Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях. Особенности поведения толпы. Психические состояния тревожности, паники. Самопомощь при острых реакциях на стресс. Тема 2. Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс. Психологическая помощь при страхе, тревоге, плаче, истерике, апатии. Тема 3. Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс. Психологическая помощь при чувстве вины, стыда. Тема 4. Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс. Психологическая помощь при двигательном возбуждении, нервной дрожи, гневе, агрессии.
Основные темы в рамках разделов III-V учебной программы: Раздел III. Психология терроризма. Тема 1. Меры психологической безопасности при угрозе возникновения теракта. Тема 2. Психология терроризма, консультирование жертв террористических актов в случае взрыва. Тема 3. Психология терроризма, помощь жертвам, оказавшимся в заложниках. Раздел IV. Психологические особенности реакции горя, переживания утраты. Тема 1. Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы. Тема 2. Посттравматической стрессовое расстройство, диагностические критерии, основные направления реабилитации. Тема 3. Психосоматические расстройства как реакция на экстремальную ситуацию. Раздел V. Особенности образа мира человека в период кризиса, модель психологической помощи во время кризиса. Тема 1. Понятие со травматизации, ее причины и пути преодоления. Тема 2. Процесс социально- психологической адаптации лиц, пострадавших в результате экстремальной ситуации.