Презентация авторской программы учебного курса «Культурно-религиозное наследие России» Налётова Наталья Юрьевна, доцент кафедры философии, социологии и истории Московского государственного университета путей сообщения (Смоленский филиал), к.п.н.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Культурология Философия Культурно- религиозное наследие России История Социология
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОК-1 Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии ОК-2 Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; ОК-11 готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью
Вид учебной работы Всего по учебному плану Курсы Аудиторные занятия (всего), часов 36 В том числе: Лекции (Л), часов 18 Практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия, часов 18 Лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП), часов Контроль самостоятельной работы (КСР), часов Самостоятельная работа (всего), часов 36 Промежуточный контроль успеваемости, часов ОБЩАЯ трудоёмкость дисциплины: - часов 72 - зачетных единиц 22 Текущий контроль (К, КП, КР, КСР) Промежуточный контроль (За, ЗаО, Экз) За Общая трудоемкость дисциплины составляет:
Разделы лекционного курса Тема 1. ИСТОКИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЯЗЫЧЕСКАЯ РУСЬ (VI в. – 988 г.) Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАСЦВЕТ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ КИЕВСКОЙ РУСИ (988 г. – XIIв.) Тема 3. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА В МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД (ХIII – XV вв.) Тема 4. ТРАДИЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА (конец XV – XVI в.) Тема 5. РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII в.) Тема 6. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТЬУРА В ЭПОХУ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ (ПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД XVIII в.) Тема 7.КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОЕ НАСЛЕДИЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ (XIX в.) Тема 8. СУДЬБА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ (ХХ век – до 1991 г.) Тема 9 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ РОССИИ: ИСЛАМ, ИУДАИЗМ И ИХ СОТРУДНИЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Вопросы для дискуссии Тренировочные задания Работа с терминологическим словарем Экскурсии
Задание 1 Сопоставьте: Проблема для сравнения Темы творческого задания Языческая Русь Киевская Русь 1. Мир глазами древних славян. 2. Идея Бога в воззрениях древних русичей. 2. Система нравственных ценностей язычников и христиан Тренировочные задания
Задание 2 1. Кого изображают эти иконы? 2. Кому принадлежит слава их создания? 3. Чем отличаются эти иконописные изображения? 4. Чем вызваны новации в иконописи?
Задание 3 1. Какие архитектурные памятники изображены на картинках? 2. Определите, в каком архитектурном стиле построены эти шедевры? 3. Какие отличительные черты этих сооружений помогли вам прийти к такому выводу?
Используя справочно-энциклопедическую литературу, уточните, что обозначают следующие понятия: Коран Медина Мечеть Хадж Синагога Талмуд Медресе Халифат Работа с терминологическим словарем
1. В чем состояли причины неудачи реформы древнерусского язычества, предпринятой князем Владимиром, и чем объясняется ее необходимость? 2. В чем заключалось историческое значение этой реформы для христианизации Руси? 3. В чем состоит культурно-историческое значение Крещения Руси? 4. Какие культурно-исторические и социально-политические цели преследовала Русь, выбирая мировую религию в качестве государственной? 5. Почему древнерусская культура не знала авторства, творческой индивидуальности и роли личности? Вопросы для дискуссии
Самостоятельная работа Обзор научных журналов и альманахов, хрестоматий Работа с базами данных, справочными и поисковыми системами