Урок русского языка в 7 классе. Паронимы. Автор: Шейкина Ирина Федоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Пичпандинская СОШ»
Прочитайте словосочетания. Подумайте, чем похожи выделенные в них слова и чем различаются. Водяная крыса, лилия, мельница. Водный транспорт, водные ресурсы, процедуры. -К какой части речи относятся выделенные слова? -Есть ли общие морфемы в выделенных словах? -Одно ли значение у выделенных слов?
Запомни Паронимы – это слова близкие по звучанию, одного корня, одной части речи, но различающиеся значением. Каменный дом – каменистая почва.
Объясните разницу в значении словосочетаний Вдовый сын- вдовий сын, единый принцип - единственный принцип, соседняя квартира - соседская квартира, опасный человек - опасливый человек, осудить поступок - обсудить поступок.
Из двух паронимов выберите тот, что должен быть использован в данном контексте. 1. Берега у речонки (глиняные-глинистые), близко к воде и не подойдешь: ноги вязнут. 2. В тяжелых (болотных-болотистых) сапогах, я еле подоспевал за ним. 3. За этот подвиг художник Верещагин был (представлен- предоставлен) к награде. 4. Он (бережно-бережливо) прижимал малышку к груди, стараясь согреть и успокоить. 5. (Невежа-невежда) он был абсолютный, и я ни разу не видел у него в руках ни книги, ни газеты. 6. Дети с утра были (представлены-предоставлены) самим себе.
Составьте словосочетания со следующими паронимами. Рыбий - рыбный, орудие - оружие, надеть- одеть, скрытый - скрытный, конный -конский, описка-отписка, гордыня- гордость.