Повышение качества управления введением ФГОС дошкольного образования 15 ноября 2013 года Заседание Координационного совета во введению ФГОС ДО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Общая ситуация, в которой происходит введение ФГОС ДО Снижение мотивации к инновационной деятельности значительной части педагогов (по сравнению с 90-ми годами), что негативно может отразиться на введении ФГОС ДО. Смена приоритетов в образовательной политике, внимание к федеральным инициативам (нередко на уровне «исполнение-отчет») в ущерб поддержки региональных и муниципальных точек роста.
Общая ситуация, в которой происходит введение ФГОС ДО Слабое представление и педагогов, и управленческих структур о том, при помощи каких средств (ресурсов) могут быть достигнуты результаты ФГОС ДО. Неготовность педагогов, их объединений, методистов к взаимодействию в условиях обновления содержания образования. В современной ситуации недостаточно только апробировать опыт, его необходимо создавать, выращивать, проектировать актуальность методической работы.
Трудности введения ФГОС ДО Психологические : неприятие идеологии ФГОС ДО; неготовность воспитателя к смене парадигмы поведения. Дидактические: неготовность педагогов организовать детскую деятельность Организационно-методические: отсутствие опыта проектирования и реализации ООП; сопротивление новым требованиям к созданию образовательной программы Материально-технические и кадровые: недостаточное материально-техническое обеспечение; неготовность педагогов использовать имеющиеся программно-аппаратные средства, электронные ресурсы
Ключевой вопрос: «Какой должна быть методическая работа в условиях введения ФГОС ДО?» Формальный и неформальный подходы к новым стандартам В чем они проявляются?
. В формальном подходе преобладают аргументы «трудностей введения ФГОС» Какие трудности являются наиболее актуальными? В неформальном подходе значимыми становятся дополнительные ресурсы развития детского сада В чем заключаются ресурсы и возможности? Баланс интересов
Значимость неформального подхода ФГОС ДО предоставляет возможность: - повышения эффективности управления - запуска механизмов обновления образовательной организации, инноваций - профессиональной самореализации управленцев и педагогов
Как меняются цели и задачи методической работы Какими должны быть принципы и условия методической работы, ее структура и организация в МОУО и ДОО? Как определить и использовать наиболее эффективные формы методической работы в решении задач введения ФГОС ДО ? ВОПРОСЫ
Цели методической работы в условиях введения ФГОС определяются с учетом вариативных подходов Первый подход предусматривает создание условий, обеспечивающих подготовку работников системы образования к реализации ФГОС ДО Цель методической работы - создание кадровых, организационно- методических, информационных условий, обеспечивающих формирование готовности к введению ФГОС ДО.
Цель методической работы обеспечение научно-методической и организационно-педагогической поддержки ДОО и отдельных педагогов в решении задач введения ФГОС ДО Второй подход связан с поддержкой дошкольных образовательных учреждений и отдельных педагогов в реализации государственной политики в области дошкольного образования Третий подход предполагает создание единого образовательного пространства в муниципалитете и дошкольных образовательных учреждениях Цель методической работы расширение единого информационно- методического пространства МСО и отдельных ДОО (как компонентов этой системы), построение его на принципах сетевого взаимодействия
Направления деятельности методических служб Аналитическое Информационное Организационно-методическое Консультационное Относительно новые направления: Информатизация системы образования Методист: «Работает с мультимедийными ресурсами. Должен знать основы работы с текстовым редактором, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием» Научное обеспечение развития системы образования Методист: «Анализирует и обобщает результаты инновационной работы учреждений. Участвует в работе по научно-методическому обеспечению содержания образования ».
Приоритетные направления методической работы в ходе реализации ФГОС ДО 1. Методическое сопровождение разработки и реализации основных образовательных программ 2. Методическая работа с педагогическими кадрами, обеспечивающими введение ФГОС ДО 3. Поддержка образовательных учреждений, организация их взаимодействия друг с другом и социальными партнерами 4. Экспертная оценка (мониторинг) эффективности ДОУ и при введении ФГОС 5. Информационное сопровождение муниципальной системы образования и ДОУ
Методическое сопровождение разработки и реализации основных образовательных программ Р.I п ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Р.I п. 2.8 Содержание образовательной программы дошкольного образования должно отражать аспекты образовательной среды для ребенка:: предметно-пространственная развивающая образовательная среда характер взаимодействия с ребенком характер взаимодействия с другими детьми система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому
Задачи методических служб по сопровождению ОП дошкольного образования: Нормативно-правовые: -создание банка документации по вопросам введения ФГОС ДО, поддержание ее в актуальном и оперативном состоянии, размещение ее на сайтах органов управления образованием и муниципальных методических служб - разработка методических рекомендаций по проектированию программы и созданию пакета локальных нормативно-правовых актов ДОУ, обеспечивающих введение стандарта Информационные: - создание образовательной карты района (округа, города) с целью эффективной организации сетевого взаимодействия в рамках реализации ФГОС; - предоставление информации о состоянии и развитии региональной (муниципальной) системы образования (публичные отчеты, статистические данные, региональные и муниципальные программы развития системы образования).
Задачи методических служб по сопровождению ОП дошкольного образования: Консультационные: - организация работы муниципального консультационного пункта по разработке и реализации ОП дошкольного образования; - проведение обучающих, проектировочных, практико- ориентированных семинаров, дискуссионных площадок; - организация деятельности виртуальных методических кабинетов, проведение вебинаров, интернет-форумов; - организация работы муниципального экспертного совета по оценке качества ОП (по запросам образовательных учреждений).
Относительно новые формы методической работы, связанные с использованием ИКТ: - электронные рассылки материалов - он-лайн конференции, семинары - вебинары; скайп-консультации - мастер-классы, тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах муниципальных методических служб - виртуальные методические выставки образовательных ресурсов - Интернет - мастерские
Задачи методических служб: - создание ЕИОС для доступа к информации для всех субъектов образовательного процесса - формирование банка педагогической информации, направленной на решении задач введения ФГОС ДО; - анализ и обобщение опыта введения ФГОС ДО, информирование о новых направлениях в развитии дошкольного образования; - распространение (выпуск и тиражирование) инновационного педагогического опыта; - ознакомление и обеспечение пед. работников с новинками литературы по проблематике ФГОС ДО
Спасибо за внимание!