Пилотная программа обучения финансовой грамотности в вузах российских регионов Томск, октябрь 2014 г.
2 Центр экономических и финансовых исследований и разработок Курсы были разработаны Центром экономических и финансовых исследований и разработок совместно с Российской экономической школой по заказу Министерства финансов РФ при финансовой поддержке Всемирного банка и Ситибанка Образовательные материалы является частью проекта по повышению финансовой грамотности населения России и направлен на решение задач обеспечения финансовой зрелости в студенческой среде Разработчики программы
Основа для разработки курсов Разрабатываемые курсы по финансовой грамотности Рамки компетенций (компоненты финансовой грамотности) Анализ жизненных ситуаций студентов Анализ международного опыта Знание и понимание Умения и поведение Личные характеристики и установки Актуальные проблемы в области финансовой грамотности Ожидания студентов от курса финансовой грамотности Структура курса по финансовой грамотности 3 Центр экономических и финансовых исследований и разработок Цель разрабатываемых образовательных модулей – повышение финансовой грамотности студентов до уровня, обеспечивающего их нормальную жизнедеятельность на текущем этапе жизненного цикла с обеспечением возможностей поддержания должного уровня финансовой грамотности в будущем
Мировой опыт 4 Центр экономических и финансовых исследований и разработок Рекомендации международных организаций ОЭСР: Рекомендации относительно принципов и апробированных решений для финансового образования и повышения осведомленности Европейская комиссия: Принципы обеспечения высококачественного финансового образования Национальные стратегии США, Новая Зеландия, Австралия, Чехия, Словения Учебные программы США: Национальный университет «Виртуальная высшая школа» в Калифорнии. National University Virtual High School (NUVHS) Новая Зеландия: Совместный проект университетов Массей и Вестпак (Massey and Westpac Universities) Австралия: Программа по улучшению финансовой грамотности студентов университета Макуари (Macquarie University)
Анализ жизненных ситуаций студентов 5 Центр экономических и финансовых исследований и разработок
Основные темы 6 Центр экономических и финансовых исследований и разработок Основные темы бюджетирование (управление доходами и расходами, постановка финансовых целей и построение бюджета) сбережения и инвестиции (вклады и процентные платежи, виды инвестирования, финансовые активы и выгоды от них) управление долгом (основные принципы взятия и оплаты кредита) страхование и защита от мошенничества (виды страхования, а также основные правила защиты собственных средств и личной информации) Дополнительные вопросы для обсуждения банкинг (использование платежных инструментов, расчетных счетов и т. д.) сбережение денег на пенсию планирование приобретения жилья или автомобиля; выбор между арендой имущества и его приобретением налогообложение работа с источниками финансовой информации
Цели образовательных модулей Модуль для бакалавриата Цель – знакомство с финансовой грамотностью и формирование базового набора компетенций в сфере финансовой грамотности Модуль для магистратуры Цель – формирование продвинутого набора компетенций и достаточно глубокое знакомство с финансовой грамотностью, позволяющее осмысленную адаптацию собственного поведения на основе излагаемых принципов Модуль курса по выбору Цель – дальнейшее знакомство слушателей с основополагающими принципами, лежащими в основе финансовой грамотности, дающими возможность формировать эффективное финансовое поведение в нестандартных ситуациях Блок семинаров и тренингов Цель – предоставить возможность освежить знания в проблемной области финансовой грамотности без необходимости (заново) прослушать формальный образовательный курс 7 Центр экономических и финансовых исследований и разработок
Структура модулей для бакалавриата и магистратуры Тема Всего часов Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа (часов) Принятие решений в финансовой сфере (Элементы теории принятия решений) Управление доходами и расходами (Управление личными финансами. Налогообложение) Сбережения и инвестиции Кредиты Страхование Платежи и расчеты. Защита от мошенничества Контрольная работа Всего Центр экономических и финансовых исследований и разработок
Структура курса по выбору Инвариантный блок Умение принимать осознанные и обоснованные финансовые решения, опираясь на знания об устройстве финансового сектора и его взаимосвязях с остальными секторами экономики Знание особенностей финансового сектора России Вариативный блок «Открывая собственное дело» представление об оценке перспектив бизнеса понимание принципов и основ бизнес-планирования Вариативный блок «Как заработать и приумножить заработанное» понимание эффективных подходов к поиску работы навыки правильных поведенческих стратегий на собеседовании при приеме на работу 9 Центр экономических и финансовых исследований и разработок
Тренинги 1Планирование личного бюджета 2Основные принципы инвестирования 3Как правильно выбрать кредит 10 Структура блока тренингов и семинаров Центр экономических и финансовых исследований и разработок Семинары 1Риски при принятии личных финансовых решений 2Страхование основных видов рисков 3Устройство пенсионной системы РФ
Апробация образовательных программ 11 Центр экономических и финансовых исследований и разработок Основная часть, включающая организацию и проведение пилотного обучения Работа с кейсами; групповая работа; ориентация на потребности учащихся; процедура оценивания; мотивация студентов; возможная незрелость материалов Оценочная часть, включающая анализ и оценку результативности пилотного обучения Качество образовательных результатов; качество образовательного процесса Инструменты: анкетирование слушателей в начале и в конце обучения; глубокие интервью со слушателями; глубокие интервью с преподавателями; фокус-группы со слушателями
12 Оценочная часть апробации Центр экономических и финансовых исследований и разработок 1 этап Сбор оценочных данных на месте: анкетирование, глубокие интервью и фокус-группы 2 этап Обобщение и анализ оценочных данных: статистический анализ и значимость полученных результатов; возможные причинно-следственные связи в процессе обучения и оцениваемых данных 3 этап Улучшение учебно-методических материалов: работа над выявленными слабыми местами; изменение форматов и структуры подачи материала