Лекция Медицина в России XVIII век Доцент каф. ОЗиЗ к.м.н. В.В. Козлов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция Медицина в России XVIII век Доцент каф. ОЗиЗ к.м.н. В.В. Козлов.
Advertisements

Просвещение и образование петровского времени. Реформы Петра в области культуры.
Наука и образование 18 века План урока: 1. Академия наук 2. Естественные науки 3. Гуманитарные науки 4. Академические экспедиции 5. Выдающиеся техники.
«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин Михаил Васильевич Ломоносов.
ИСТОКИ РАЗВИТИЯ ГИГИЕГЫ АПРЕСЯН ЛИЛИТ 111 С. Гигиена - медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с.
Медсестринство и медицина в веке.. Медицина в ХVІІІ веке укрепила свои позиции как наука. Экспериментальный характер ее развития становится преобладающим.
Выполнила : учитель химии МАОУ СШ д. Ореховно Бабанова С. Н год.
(1711 – 1765). Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин.
Михаил Васильевич Ломоносов 1711 – ДЕТСТВО ДЕТСТВО.
Исторический проект. 1 этап – погружение в проект. Тема проекта: Российская империя при Петре I. Цель проекта: 1. Сформировать представления учащихся.
Николай Иванович Пирогов
История развития сестринского дела. Женский уход за больными существовал во все времена и во всех странах мира. Женщины выполняли гигиенические мероприятия.
Эпоха просвещения в России XVIII век 1) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I 1) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I 2) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ.
Образование при Петре 1. Рассматривали образование при Петре 1 РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ: КИВИЛЁВ АРТЁМ, КОСТЕНКО ИВАН, ШОРИКОВ ИВАН.
От пера до компьютера. Первобытные люди В примитивных, перво- бытных обществах не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия,
Михаил Васильевич Ломоносов Детство Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в семье Василия Дорофеевича Ломоносова.Они.
"Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии "
Примеры информационных моделей объекта 7 класс Учитель: Щербинина М.В.
Урок, посвящённый 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова Учитель начальных классов МОУ СОШ 19 с.Верхнерусское Лагошина Татьяна Ивановна.
Михаил Васильевич Ломоносов. Петр I Петр был провозглашен царем в 10 лет. В дальнейшем получил прозвище Петр Великий. Любимое увлечение – «Военные потехи».
Транксрипт:

Лекция Медицина в России XVIII век Доцент каф. ОЗиЗ к.м.н. В.В. Козлов

План лекции Развитие медицины в России века. Развитие высшего медицинского образования. Основание Петербургской академии наук. М.В. Ломоносов и влияние его идей на развитие русской медицины. Борьба с эпидемиями. Мероприятия по борьбе с чумой. Мероприятия по борьбе с сибирской язвой. Борьба с натуральной оспой. Мероприятия по предупреждению цинги. Основные особенности медицины в России к началу 19 века

На рубеже столетий Россия встала на путь национального возрождения и крупных государственных преобразований в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны.

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ [30 мая (9 июня) 1672, Москва 28 января (8 февраля) 1725], российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.

В начале XVIII столетия Петр I провел ряд крупных преобразований, ускоривших экономическое развитие страны: Сенат был объявлен высшим органом управления, вместо Приказов учреждаются коллегии, вводится регистрация всех родившихся и умерших, создаются регулярная армия и военно-морской флот. Именно тогда выявился острый недостаток во врачебных кадрах, особенно для русской армии. Поэтому в числе неотложных дел Петром I была проведена реорганизация медицинского дела в стране.

В 1707 г. состоялось открытие в Москве Первого постоянного военного госпиталя и госпитальной школы при нем. Позднее были созданы госпитали для увечных солдат в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге. В 1718 г. открыты сухопутный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 1720 г. адмиралтейский госпиталь в Кронштадте.

В 1706 г. издается Указ об открытии вольных аптек В 1719 г. вместо Аптекарского приказа учреждена Медицинская канцелярия, которую возглавил архиватор П.З. Кондоиди, а в 1763 г. это учреждение преобразовано в Медицинскую коллегию. Важнейшей государственной реформой явилось открытие в 1725 г., Академии Наук в Санкт- Петербурге.

При Петре I стали заботиться о быте и здоровье солдат и матросов. В военном и морском уставе ( ), а также в "регламентах" ( ) определялся штат медиков: "... надлежит быть при всякой дивизии одному доктору и одному штаблекарю, а во всяком полку полевому лекарю, также в каждой роте по цирюльнику "

В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адмиралтейский регламент, где особый раздел определял задачи и формы работы в морских госпиталях. В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». Во главе каждого госпиталя стоял врач, хозяйственная часть госпиталя подчинялась медицинской. Устанавливались обязательные патологические вскрытия трупов умерших в госпитале, рекомендовалось делать зарисовки всех наиболее интересных в медицинском отношении больных и препаратов.

Развитие общественной медицины Санитарная статистика Стали проводиться ревизии населения ("ревизские сказки"), т.е. переписи населения, учет рождаемости и смертности. В первых 2-х ревизиях учитывалось мужское население, а с третьей стали учитывать и женское население.

Была открыта первая мастерская по ремонту хирургических инструментов и изготовлению новых В 1721 г. был опубликован указ ".. о строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья".

Начало анатомических вскрытий в России связано с именем Петра I. Будучи в Амстердаме, он слушал лекции, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях. В 1717 г. Пётр I приобрел в Голландии анатомическую коллекцию Рюйша, которая положила начало фондам первого русского музея - Кунсткамеры.

Первый Русский Музей

Анатомические коллекции Коллеция Рюйша Тератологическая коллекция: уроды человеческие Тератологическая коллекция: животные-монстры

По указу царя (1718) коллекция Кунсткамеры стала расширяться и пополняться трудами российских ученых.

Болезнь Петра Великого Жизнь императора Петра оборвалась 28 января 1725 года в страшных мучениях. С его смертью связано немало легенд. Но достоверность двух источников не вызывают сомнений. Казимир Валишевский в книге "Петр Великий" писал: "8 сентября 1724 года диагноз болезни выяснился окончательно: это был песок в моче, осложненный возвратом плохо залеченного венерического заболевания". В 1970 году Центральному кожно-венерологическому институту в Москве были направлены на заключение все известные свидетельства современников о болезни и кончине Петра Великого. Комиссия в составе профессоров пришла к выводу, что "Петр Первый, по-видимому, страдал злокачественным заболеванием предстательной железы или мочевого пузыря, или мочекаменной болезнью".

Организация органов управления здравоохранением Аптекарский приказ Основан в 1620 г. и явился первым государственным медицинским учреждением. В его функции входило: приглашение врачей (отечественных и иноземных), контроль за их работой и её оплатой, подготовка и назначение врачей, снабжение войск медикаментами и организация карантинных мер, судебно-медицинское освидетельствование, руководство аптеками, сбором лекарственного сырья.

Организация органов управления здравоохранением Вместо Аптекарской канцелярии в 1721 г. учреждена Медицинская канцелярия - высший орган медицинского управления России. Во главе ее стоял архиватор, в дальнейшем директор, который единолично управлял этими учреждениями. В 1763 году вместо Медицинской канцелярии учреждена Медицинская коллегия. В состав коллегии входили: президент, 3 доктора медицины, штаб-лекарь, оператор и аптекарь. Медицинской коллегии вменялось в обязанность организация медицинской и лекарственной помощи населению, подготовка врачебных кадров, наблюдение за деятельностью аптек. В 1803 году Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции переданы в Медицинский департамент (Министерство внутренних дел)

Высшее медицинское образование в России. В начале 18 века в России было не более 250 врачей, из них большинство - иностранцы. Первым русским врачом, с университетским образованием был П.В. Посников, получивший степень доктора медицины в Падуанском университете в 1696 г.

Согласно указу Петра I (25 мая 1706 г.), было решено построить в Москве постоянный военный госпиталь и госпитальную школу при нем. В 1707 году состоялось торжественное открытие госпиталя на 300 коек и одновременно стала функционировать госпитальная школа для подготовки лекарей. Возглавил Московскую госпитальную школу голландский врач Николай Бидлоо.

В качестве преподавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком, имевшие возможность преподавать только па латинском и иностранных языках (преимущественно голландском и немецком). Находившиеся на русской службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских врачей. Среди врачей-иностранцев находились даже такие, которые утверждали, что русские не способны усвоить обширные знания, необходимые врачу

Николай Ламбертович Бидлоо (1670 – 1735 гг.) Был приглашен в Россию в 1702 г. в качестве лейб- медика Петра I Основал первую лекарскую школу в Москве и составил рукописное руководство «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», по которому учились первые российские лекари (впервые издано в 1979 г.)

При каждом постоянном госпитале с 1735 года вводились должности: Главного доктора, Главного лекаря, 5 лекарей, 10 подлекарей, Оператора, Рисовального мастера, Латиниста 20 лекарских учеников.

Главный доктор являлся не только педагогом, но и лечащим врачом. Утром и вечером он делал обходы в присутствии лекарей и подлекарей, рассказывал о причинах болезни, ее «знаках» (симптомах) и способах лечения. Главный лекарь - второе ответственное лицо в госпитале. С учениками он два раза в день делал обход хирургических больных, оперировал. Практические занятия проводили «госпитальные лекари». Подлекари несли дежурство по госпиталю.

Основными предметами в госпитальных школах были: анатомия, «материя медика» (включающая минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию), хирургия с десмургией внутренние болезни. Согласно регламенту, вскрытие трупов становится обязательным. Преподавание проводилось у постели больного.

С 1754 года в госпитальных школах введен новый учебный план, рассчитанный на 5-7 летний срок обучения. На первом-втором курсах преподавалась анатомия, фармация и рисование На третьем курсе - физиология На четвертом - физиология и патология На пятом и шестом - физиология, патология, оперативная хирургия и медико- хирургическая практика На седьмом медицинская практика (по внутренним болезням).

Обучение в госпитальных школах заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням, собственноручно в присутствии экзаменаторов производил 3-4 операции на трупе.

89 воспитанников русских госпитальных школ в XVIII веке, защитили диссертаций в заграничных университетах. Такими были диссертации М. М. Тереховского, М. Шумлянского, Д. С. Самойловича, А. Ф. Шафонского, К. О. Ягельского и др

В 1786 г. госпитальные школы были реорганизованы в медико-хирургические училища, а в 1798 г. - в Медико-хирургическую академию (в Санкт-Петербурге). В Москве Медико-хирургическое училище стало отделением медико-хирургической академии. Благодаря стараниям гениального русского ученого Михайло Васильевича Ломоносова ( ) 7 мая 1755 г. в Москве открыт первый университет в составе 3-х факультетов: философского, юридического и медицинского. Первоначально в нем обучалось всего 30 студентов

В 1791 г. Московскому университету разрешено присуждать после публичной защиты диссертации учёную степень - "градус" доктора. После защиты диссертации "О дыхании" в 1794 г. студенту медицинского факультета Ф.И. Барсук- Моисееву впервые была присвоена учёная степень доктора медицины. В 1805 году при медицинском факультете были открыты первые три клиники: хирургическая, терапевтическая и акушерская.

Семен Герасимович Зыбелин ( ) Был первым русским профессором медицинского факультета Московского университета В 1758 г. он закончил философский факультет Московского университета, несколько месяцев учился в академическом университете при Академии наук, которым руководил М.В. Ломоносов, и в 1759 г. был направлен в Лейден для получения степени доктора медицины. Вернувшись в Россию в 1765 г., начал преподавание теоретической медицины (физиологии и патологии с общей терапией и диететикой). Он был первым; профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском, а не на латинском языке, как это было тогда принято.

Основание Санкт-Петербургской Академии наук Академия наук в Петербурге была учреждена указом Петра I в 1724 г. и открыта в 1725 г. Ее первым президентом ( ) был лейб- медик Петра I Лаврентий Блюментрост.

При Академии были созданы гимназия, академический университет (развивавший три направления: математическое, физическое, гуманитарное), библиотека, Кунсткамера (1728), астрономическая обсерватория, анатомический театр и ботанический сад. Вначале в составе академии преобладали приглашенные иностранные ученые, среди которых были выдающиеся деятели своего времени: Д. Бернулли, Л. Эйлер и другие. Каждый академик обязан был написать учебное пособие по соответствующей науке и подготовить одного - двух человек для своей замены из числа русских учеников.

Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михайло Васильевич Ломоносов ( ) - гениальный отечественный ученый, энциклопедист и просветитель

М.В. Ломоносов за четыре года учебы в Славяно- греко-латинской академии окончил 8 классов. В числе лучших трех учеников Ломоносов был направлен для продолжения учебы в Германию, где изучил математику, физику, химию, механику, горнорудное дело и получил звание кандидата медицины. Вернувшись на Родину, он с 1742 года и до конца жизни работал в Академии наук в Санкт-Петербурге. В ряде произведений Ломоносова есть высказывания о причинах болезней человека, которые, по его мнению, гнездятся во внешней среде, в погрешностях пищи, изменениях климата.

Одной из важнейших проблем медицины является проблема сохранения здоровья народа, которая в то время только начала зарождаться. М.В. Ломоносов проявлял огромный интерес к проблемам сохранения здоровья своего народа. В письме к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» М.В. Ломоносов выразил глубокую озабоченность и беспокойство по поводу высокой заболеваемости и смертности населения Российской империи. Он, обращал внимание правителей государства на недостаточное количество докторов и аптек, на отсутствие доступных для народа медицинских книг. Его ученики и последователи продолжали добиваться осуществления идей М.В. Ломоносова.

Н.М. Максимович-Амбодик ( гг.) Получил медицинское образование в госпитальной школе в Петербурге, затем в Страсбургском университете, где в 1775 г. получил степень доктора медицины. Впервые на русском языке написал большой труд «Искусство повивания или наука о бабичьем деле», которое стало настольной книгой акушеров России. Это обширное руководство до середины XIX века считалось лучшим пособием и для врачей и акушерок. Н.М. Максимович-Амбодик широко применял акушерские щипцы, а при обучении практическому акушерству ввел фантом.

Н.М. Максимович-Амбодик ( гг.) В XVIII веке болезни детей раннего возраста входили в компетенцию врачей-акушеров. В соответствии с этим пятую часть своей книги «Искусство повивания» Н. М. Максимович-Амбодик посвятил уходу за детьми и их воспитанию Он считал, что детей надо закаливать, чаще выносить их на свежий воздух, и отдавал предпочтение грудному вскармливанию. При переводе книги о венерических («любострастных») болезнях к 140 страницам авторского текста добавил 60 страниц своих примечаний.

Некоторые ученые издавали брошюры исключительно для народа. Такими являются работы Д.С. Самойловича «Нынешние способы лечения с наставлением, как можно простому народу лечиться от угрызения бешеной собакой и от язвления змеей»

Борьба с эпидемиями - одна из важнейших проблем медицины в России 18 века Организация борьбы с часто возникающими эпидемиями чумы, сибирской язвы, натуральной оспы в 18 веке проводилась как по линии личной инициативы передовых русских ученых-медиков, так и по линии государства. В целях предупреждения и ликвидации эпидемий проводились общегосударственные мероприятия: Организовывались карантины и карантинные заставы в местах появления эпидемий; Сенатом был утвержден специальный «карантинный устав»; Были открыты «оспенные дома» в Москве и Петербурге и учреждены должности «оспенного доктора»; Открыты «маленькие лазареты» на судах; Проводилась дезинфекция вещей.

Мероприятия по борьбе с чумой Разрабатывались известным русским ученым- эпидемиологом Д.С. Самойловичем. Для этой, цели проводились карантины, изоляция больных, окуривание помещений, дезинфекция вещей, захоронение трупов вне черты города. Кроме того, рекомендовалось в периоды эпидемий чумы «обмывание тела холодной водой или уксусом, пить по ложке в день жидкого дегтя как здоровым, так и нездоровым людям». Во время эпидемии чумы на Украине «вокруг городов и сел выставлялась стража и устраивались виселицы для тех, кто бежал из зараженной местности».

Икона в окладе "Богоматерь Боголюбская", сделанная в память избавления Москвы от эпидемии чумы. Россия (Москва), 1772 г. Самые страшные эпидемии чумы в России – эпидемии в Пскове и Новгороде в 17 веке, Московская чума гг (моровая язва), приведшая к «чумному бунту» (1771 г.)

Победитель Московской чумы граф Григорий Григорьевич Орлов ( гг.) Обеспечил Москву продовольствием, врачами, организовал строгое соблюдение противоэпидемических мероприятий. Применил тактику материального поощрения – помещенным в карантин платили 5 рублей холостым и 10 рублей женатым, сообщившим о сокрытии чумного больного – 10 рублей, о хищениях или продажи вещей больного чумой – 20 рублей. Врачи получали дополнительное жалование – 36 руб в месяц.

Д.С. Самойлович ( гг) Был участником ликвидации 9 эпидемий чумы. Он писал, что чума «болезнь прилипчивая, но удобно обуздываемая и пресекаемая. От соприкосновения нельзя заразиться, если сразу же вымыть руки уксусом или квасом или водою с солью или чистой водой». Отверг существовавшее в то время представление, что чума заносится на землю с других планет. Подчеркивал, что чума не возникает сама по себе, а появляется после заноса больными или завоза заражённых вещей из других стран, поэтому он уделял большое внимание совершенствованию пограничной карантинной службы. Пытался разработать профилактические прививки против чумы.

Д.С. Самойлович ( гг) Для научных работ и диссертаций Д. С. Самойлович предлагал темы, тесно связанные с нуждами народа. Он учил, что медицина служит «для выгоды и блага народных». Заслуги Д. С. Самойловича были отмечены избранием его почетным членом ряда академий и научных обществ во Франции, Италии и Германии.

Мероприятия по борьбе с сибирской язвой Сибирская язва в средние века была известна под названием «персидский огонь». Средств борьбы с этой болезнью не было найдено вплоть до начала 19 столетия. В 1763 году Н. Ножевщиков и А. Эшке - врачи Колывано- Вознесенских заводов (Сибирь) дали краткое описание клинической картины при заболевании человека сибирской язвой.

С.С. Андреевский Описал клиническую картину сибирской язвы у людей и животных Предложил различные средства лечения этого заболевания. Так, он рекомендовал кислое ржаное тесто, смешанное с мелом, прикладывать три раза в сутки на опухоль до тех пор, пока она не размягчится, затем протирать это место холодной водой со льдом и уксусом. Кроме этого, он рекомендовал слабительные средства. В качестве предохранительных мер С.С. Андриевский предлагал воздерживаться от продажи скотины и употребления мяса и молочных продуктов во время эпидемии, отделять здоровых животных от больных, павших животных зарывать глубоко в землю. В 1788 году он произвел опыт самозаражения, наблюдал и записывал все проявления болезни, пока не потерял сознание. Свои исследования он завершил написанием работы «Сибирская язва».

Борьба с натуральной оспой Передовые ученые России приступили к внедрению метода вариоляции лишь в середине 18 века. Инициатором борьбы против оспы был С.Г. Зыбелин. Россия после Англии стала первой страной, где метод вакцинации Дженнера получил широкое распространение

Борьба с натуральной оспой Оспу начали прививать в России с осени 1768 г. Из Англии был выписан доктор Димсдаль и первой его пациенткой стала Екатерина II, вторым Г.Г. Орлов; через неделю после них прививке подвергся наследник Павел Петрович. Прививочный материал был взят у больного А.Д. Маркова. В награду за это больной получил дворянское звание.

Борьба с натуральной оспой Первая вакцинация против оспы в России по методу Дженнера была сделана в 1802 г. профессором Е.О. Мухиным мальчику Антону Петрову, который в честь этого события получил фамилию Вакцинов. Первыми организаторами оспопрививания в Сибири были врачи Семен Шангин и Тимофей Андреев

Мероприятия по предупреждению цинги Заболевания цингой в России известны со времен образования Московского государства (16-17 век). В период освоения природных богатств Сибири академик П.С. Палас посетил рудники в районе Нижнего Тагила. Он заметил, что наемные рабочие из крестьян Чердынского округа страдают в зимнее время «скорбутной болезнью», которая, по его словам рождается от недостатка «свежей пищи».

Мероприятия по предупреждению цинги А. Бахерахт в работе «Практическое рассуждение о цинготной, болезни» (1786 г.) описал способы лечения и предупреждения цинги. Он пишет, что из молодых побегов сосен можно готовить напиток, который называют «русским настоем». Его опыт лечения больных «русским настоем», клюквенным соком, капустой, чесноком позволил в короткий срок вылечить 2/3 больных, находившихся в госпитале. Он был убежден, что главное предупредительное средство от цинги - это правильный образ жизни.

Медицина в России на заключительном этапе эпохи феодализма К началу 19 века Россия по территории и численности населения являлась самым крупным государством в Европе. Что касается общественно- политического развития, то в этом отношении она отставала от передовых стран Запада, несмотря на то что в ней начался процесс разложения феодально-крепостнического строя.

Основные особенности медицины в России к началу 19 века 1. Анатомо-физиологическое направление становится ведущим; 2. Зарождается клиническая медицина и появляются первые научные медицинские школы; 3. Продолжается борьба с антинаучными, метафизическими и умозрительными теориями в медицине; 4. Учение о болезни получает материалистическое объяснение в трудах передовых русских ученых; 5. Дальнейшая дифференциация медицинских знаний; 6. Расширяется база подготовки врачебных кадров; 7. Главными научными медицинскими центрами становится медицинский факультет Московского университета и Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге.

Спасибо за внимание!