Универсальные учебные действ ия ФГОС II поколения
ТЕРМИН «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)» ОЗНАЧАЕТ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Понятие «УУД» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Виды универсальных учебных действий Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
действия смыслообразования действия нравственно-этического оценивания действия нравственно-этического оценивания Действия самоопределения Личностные УУД
Три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Личностные действия
Универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» «Я сам»
Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. ЛИЧНОСТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕ
Личностные УУД Сведения из истории, просторы нашей страны, различные профессии, добрые отношения между членами семьи Математика, 4 класс, часть 1 Математика, 3 класс, часть 2 Математика, 3 класс, часть 1
Личностные результаты Развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности. Развитие системы ценностных ориентаций.
Формирование личностных УУД Плешаков А.А. «Окружающий мир». 2 класс. Личностное (гражданское) самоопределение
Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Волевая саморегуляция Оценка
Универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» «Я могу»
Ученик должен задаваться вопросом о том, «как организовать свою учебную деятельность», и уметь находить на него ответ. РЕГУЛЯТИВНЫЕРЕГУЛЯТИВНЫЕ
Математика, 1 класс, часть 2 Цели изучения темы Цель деятельности на уроке Регулятивные УУД
Математика, 1 класс, часть 2 Контроль, коррекция, оценка Регулятивные УУД
Познавательные УУД обще- учебные, включая специально-предметные действия обще- учебные, включая специально-предметные действия логические, включая знаково-символические действия логические, включая знаково-символические действия постановка и решение проблем постановка и решение проблем
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия
Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия
Познавательные универсальные учебные действия «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему» «Я учусь» Универсальные учебные действия
Ученик должен задаваться вопросом о том, «как извлечь, осмыслить и использовать информацию». информацию». ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Виды познавательных действий: сравнение,опознание,анализ,синтез,классификация,обобщение,доказательство,выводы,аналогии.
Математика, 1 класс, часть 1 Моделирование при изучении нумерации, арифметических действий, при решении задач Познавательные: общеучебные Математика, 1 класс, часть 2 Математика, 2 класс, часть 1
Странички для любознательных Математика, 1 класс, часть 1 Познавательные: логические
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Постановка вопросов Построение речевых высказываний Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером Лидерство и согласование действий с партнером
К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Коммуникативные учебные действия
Универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия «Всегда на связи» «Я и Мы» «Мы вместе»
Ученик должен задаваться вопросом о том, «как вести диалог, обсуждать, сотрудничать», и уметь находить на него ответ. коммуникативные
Виды коммуникативных действий: планирование сотрудничества, разрешение конфликтов, постановка вопросов, управление поведением. владение речью.
Математика, 1 класс, часть 2 Математика, 3 класс, часть 1 Коммуникация, сотрудничество Математика, 2 класс, часть 2 Коммуникативные УУД
Важно определить связь каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить предметные дисциплины, наиболее адекватные для формирования конкретных видов УУД.Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать или использовать готовую систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы, решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД. Использовать систему рекомендаций по школьным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. !!! В каждом УМК должна быть выстроена система учебных заданий, направленных на формирование УУД.
Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир личностные жизненное самоопределение нравственно- этическая ориентация Смыслообразов ание нравственно- этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно- следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов Направленность учебных предметов на развитие УУД