Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя
Ключевые изменения происходят тогда, когда изменяется преподаватель Ваганова В.И.
Ученые базируясь на результатах изучения лучших национальных систем образования мира подвели итог: самым главным, основным значимым показателем, влияющим на повышение качества образования, является повышение качества работы педагогов.
Исследовательская деятельность 1. Как процесс изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта. 2. Как соотношение теории и практики в деятельности преподавателя 3. Как творческий процесс 4. Как инновационная деятельность
Конкретная инновационная педагогическая деятельность может относиться к тому или иному понятию по доминантному признаку: чем больше в ней нового, тем она ближе к собственно экспериментальной работе; чем больше в ней воспроизведения в иных условиях иными педагогами уже известных технологий, тем она ближе к опытной работе, в ходе которой вполне могут происходить поиск нового и его последующая апробация, то есть опять же собственно эксперимент М.М. Поташник
Исследовательская деятельность - процесс научного изучения какого- либо объекта (предмета, явления материального или идеального) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и изменения и преобразования его в интересах общества.
Итог исследования должен являть собой: получение новых научных знаний с действительным состоянием объекта намеченных программой исследования практических результатов
Познающий умения преподаватель определяет уровень его исследовательской деятельности. В методологии педагогического исследования выделяют 5 групп таких умений: 1 группа - аналитические исследовательские умения; 2 группа - умения наблюдать и изучать педагогический процесс; 3 группа - умения работать с научной литературой; 4 группа - умения проводить экспериментальную работу; 5 группа - умения письменно излагать результаты исследования.
Умения аналитического исследования Умение анализировать деятельность обучающихся с целью выявления возрастных и индивидуальных психологических особенностей, уровня обученности, общего развития и образования. Умение анализировать, учебные пособия, учебный материал с целью выявления трудностей усвоения обучающимися в конкретной учебной ситуации. Умение анализировать свои профессиональные знания и деятельность методической теории. Умение анализировать материально – технические условия обучения.
Умения наблюдать и изучать педагогический процесс Умение изучать и наблюдать результаты наблюдения различных методик. Умение изучать и наблюдать педагогический процесс с позиции определенной методической проблемы. Умение изучать и описывать свой опыт. Умение изучать и оценивать педагогический опыт других
Умение работать с научной литературой Умение отбирать научно – педагогическую литературу (составлять библиографию) Умение осмысливать и вычленять значимую для исследования информацию (т. е. работать с научным текстом): - оформить выходные данные на статью -определить источник по целевому назначению пользоваться разными видами чтения при обработке текста (просмотровое, ознакомительное, изучающее чтение)
Умение работать с научной литературой - ориентироваться в структурно – смысловой организации текста - ориентироваться в общем содержании, читать текст целиком; - выделить проблему, цель - определить объект и предмет исследования автора - кратко изложить использованные в статье методику и средства измерений - обобщить результаты проведенного автором исследования и их интерпретацию - обобщить выводы автора - дать собственную оценку работы с точки зрения ее теоретической и практической значимости.
Продукт интерпретации: новый текст в форме Переложения, изложения; Тезисов, конспекта; Аннотации; Толкования, объяснения; Резюме. Интерпретация имеет 4 уровня: 1. Констатация (факты, определения, утверждения). 2. Комментарий (точки зрения, позиции, концепции). 3. Рассуждение (согласие/несогласие, аргументация, формулирование позиции читателя). 4. Обобщение (вывод, обобщенная схема/модель, уровень приложения к опыту читателя)
Умения проводить экспериментальную работу Умение формулировать исследовательскую задачу. Умение формулировать гипотезу. Умение планировать и проводить эксперимент, опытную работу (различной сложности). Умение измерять и проводить математическую обработку результатов. Умение делать выводы и формулировать методические рекомендации по совершенствованию процесса обучения и воспитания на основе проведенного исследования.
Умения письменно излагать результаты исследования Умение обобщать прочитанную литературу в виде тезисов, аннотации, реферата. Умение систематизировать и обобщать прочитанное в виде реферата по определенной научной проблеме. Умение обобщать результаты проведенного исследования в виде доклада, сообщения, научного опыта, научной статьи. Умение структурировать и нормативно грамотно подготовить авторскую работу к научному изданию.
Учитель живет до тех пор, пока учиться, как только он перестает учиться в нем умирает учитель Ушинский К.Д.