Тема лекции Медицина эпохи феодализма Средние века Доцент каф. ОЗиЗ к.м.н. В.В. Козлов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Занятие г. Римская империя Восточная (Византийская), Г. Константинополь Традиционные центры древней и эллинистической культуры Греции, Египта, Малой.
Advertisements

Средневековые школы и университеты. . Проблема : Определить основные этапы образования. Понятия : Образование, Школа, Университет, « семь рыцарских добродетелей.
Средние века. Цель: Цель: охарактеризовать переходный этап от Древнего мира к Средневековью, выявить роль варварских племен в гибели Римской цивилизации,
П РОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ : « Западноевропейская культура XI-XV вв. (архитектура, литература, образование)»
Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази Подготовила Мялкина К. Н. ПГУ МИ группа 10ЛК1.
Становление христианской цивилизации Западная Европа, Византия, Русь.
Западная Европа Школы при монастырях Византия Школы при монастырях и частные. Арабы Надомное обучение. Медресе.
СРС Тема: История латинского языка Выполнил: Культуманов А. Курс: 1 Факультет: ОМ Группа: 119 Проверила: Нургазина М. С. Министерство науки и образования.
ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ПЛАН УРОКА 1.Школьное образование. 2.Средневековые университеты. 3.Развитие науки.
Ибн Сина (Авиценна). Презентация ученика 6б класса МОУ СОШ 86 Сундетова Марата.
Величайший хирург своего времени. Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (лат. Abulcasis;
Школы в Средние века. После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы.
Живое Средневековье к Введению Начать тест. 1. Какой период истории человечества вы изучали в 5 классе: 1. Какой период истории человечества вы изучали.
Религия и язык как явление культуры. Религия? Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая.
Образование, наука и философия в средневековье
Презентация по педагогике СТУДЕНТКИ 1КУРСА ГРУППЫ з КАЗАКОВОЙ ОЛЬГИ Средневековые университеты Средневековые университеты.
Представления о культуре во времена европейского Средневековья.
© ООО «Баласс», 2012 Образовательная система «Школа 2100» Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков Автор презентации: Казаринова.
Тема урока « Культура стран Арабского халифата » Тема урока « Культура стран Арабского халифата » Цели урока Цели урока Формирование интереса к культуре.
АВИЦЕННА (Ибн Сина) Выполнила студентка гр.3/1 с Нечеснова Анастасия.
Транксрипт:

Тема лекции Медицина эпохи феодализма Средние века Доцент каф. ОЗиЗ к.м.н. В.В. Козлов

Эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе и в медицине.

Византия В конце IV в. Римская империя распалась на Западную и Восточную части. В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование. Совершенно по-иному сложилась судьба Восточной Римской империи. Её столицей стал древнегреческий городок Византий (позже - Константинополь, а сегодня это Стамбул). Византия - наследница античной культуры и до XII в. была самым культурным государством Европы. В состав Византии входили Балканы, Малая Азия, некоторые районы Северного Причерноморья, Сирия, Египет, Палестина.

Византия Византийская культура объединяла в себе достижения многих культур. Так, в IX в. братьями Кириллом и Мефодием была изобретена славянская азбука - кириллица, положившая начало славянской письменности. Постепенно главенствующее положение в Византии стало занимать христианство. Богословие подчинило себе и медицину. Медицина в Византии опиралась на сочинения Гиппократа и Галена.

Представления о лечении болезней Представления о лечении болезней тесно связывались с зарождающейся алхимией - "священной наукой" о преобразовании неблагородных металлов в серебро и золото, получении философского камня, "панацеи" от всех болезней и средства продления жизни.

Орибасий из Пергама ( гг.) Составил основной энциклопедический труд в 72 книгах "Collecta medicinalia" и второй не менее значительный "Synopsis" (Свод). В своих трудах он изложил современные ему анатомические представления, уделив внимание внутренним болезням и предупредительной медицине, разработал рационы питания и нормы жизни для различных возрастов, включил собственные выводы и обобщения.

Аэций из Амиды ( гг.) Написал сочинение - руководство по медицине "Tetrabiblos" в 16 книгах. В нем содержатся сведения из трудов Орибасия, Галена и др., а также рецепты египетской и эфиопской медицины.

Александр из Тралл ( гг.) Написал 12-томный труд по внутренним болезням, который был переведен на многие языки. Он слепо не преклонялся перед авторитетами и говорил, что врач "обязан открывать для пользы человечества всё, что признаёт верным на основании опыта"

Павел с о. Эгины ( гг.) Был крупным хирургом, акушером и преподавателем. Автор двух больших сочинений: трактат о женских болезнях медико-хирургический сборник в 7 книгах. Так, в шестой книге он раскрывает итог развития хирургии в VII в. (малая хирургия, учение о переломах, вывихах и ампутациях, полостная, военная и пластическая хирургия). Многие описанные им операции считались классическими вплоть до XVII в.

Больничное дело Первый "общежительный монастырь" (киновия) был основан в Египте в 320 г. бывшим римским солдатом Пахомием, и порядки в нём напоминали военные (обет безбрачия, послушание, суровый физический труд). Первые ксенодохии (монастырские приюты для увечных и больных путников) - прообразы будущих монастырских больниц.

Больничное дело В 370 г. Василием Кесарийским в г. Кесарии была построена первая христианская больница. Она напоминала маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Больница в Константинополе - пять отделений. Общее число коек достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) В каждом отделении работало по два врача. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, но не имели права частной практики без специального разрешения императора.

Обучение медицине Велось при монастырях и гражданских больницах. 3 крупных центра обучения медицине: Константинопольская патриаршие школа при храме св. Софии Медицинская школа при церкви св. Апостолов. Школа в Охриде (Македония).

Обучение медицине Обучение носило характер дискуссии: будущие врачи подолгу спорили об артериях и венах, о пульсе и лихорадке; окончательное решение выносил патриарх покровитель школы. Пройдя полный курс, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной коллегии врачей.

Халифат В начале VII в. н.э. у арабов, населявших Западную часть Аравийского полуострова, сформировалась религия ислам (арабское - покорность). Основоположник Мухаммед из Мекки. В западной Аравии образовалось государство (обширная феодальная империя) - ХАЛИФАТ. По размерам территории Халифат превышал Империю Александра Македонского и Великую Римскую Империю. В IХ-Х вв. Халифат распался.

Медицина у арабов была первой среди наук и согласно учению Пророка знание состояло из 2-х частей: знание религии и знание тела (т.е. медицины). Врачеватель - профессия, достойная похвалы и благословенная Аллахом. Аллах не допустит болезни, пока не создаст средство ее лечения; задача врача найти это средство.

Развитие фармации Арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В 754 г. в Багдаде была создана первая аптека. Алхимики народов Востока изобрели водяную баню, перегонный куб, применили фильтрование и получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (алкоголь). Впоследствии они перенесли эти знания в Западную Европу.

АР-РАЗИ ( ) Врач, алхимик, философ. Медициной начал заниматься в 30 лет. Его труд "Всеобъемлющая книга" ("Китаб ал-Хави") в 25 томах и труд "Об оспе и кори", где сформулировал идею о заразности этих заболеваний и дал их дифференциальную диагностику. Он первый применил вату в медицине и изобрел - инструмент для извлечения инородных тел из гортани.

Больничное дело в халифате К 800 г. основаны первые больницы в Халифате. К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц, в Кордове - около 50. При больницах открывались библиотеки и медицинские школы. Больница Ал-Нури В Дамаске

Больница в Каире (1284 г.) Располагалась в бывшем дворце халифа и была рассчитана на 8 тыс. больных, которые размещались в мужских и женских отделениях.

Развитие анатомии Вскрытия человеческого тела были запрещены. Врачи-мусульмане вскрывали животных и изучали труды Галена. Основные открытия: В офтальмологии - дали названия частям глаза (роговица, хрусталик, стекловидное тело), объяснили преломление лучей в средах глаза, выдвинули идею коррекции зрения. Описали легочное и коронарное кровообращение (за три столетия до открытия М. Сервета)

Развитие хирургии В хирургии - описано более 150 хирургических инструментов, широко применялось прижигание (каутеризация), кетгут. Выдающийся хирург арабского мира – Ар-Захрави (ок ) – представитель арабо-испанской культуры «Трактат о хирургии и инструментах»

После распада Халифата в конце IX в. одним из важнейших центров научной мысли Востока стала СРЕДНЯЯ АЗИЯ. Центры - Бухара, Хорезм, Ургенч.

Ибн Сина (Авиценна, гг.) Выдающийся учёный- энциклопедист (преуспевал в 12 науках), философ, врач В 16 лет он уже стал признанным врачом, В "Жизнеописании" он писал: "когда исполнилось мне 18 лет, я закончил изучение всех наук, и после этого ничего нового мне уже не открывалось" Известно около 160 сочинений Ибн Сины.

«Канон врачебной науки»

Величайший свод медицинских знаний. Он состоит из пяти томов. Первый - общие принципы медицины, Второй - действие лекарственных веществ, Третий - лечение внутренних болезней, Четвертый -хирургия и общие заболевания, Пятый - описание рецептов и методов приготовления лекарств.

МЕДИЦИНА РАННЕГО И СРЕДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В 476 г. был низложен последний римский император Августул. Этой датой условно обозначается крушение эпохи рабовладения в Европе и начало новой эпохи - феодализма. Западно-европейский феодализм, был порождён переплетением или синтезом влиявших друг на друга римских и германских традиций (рабовладельческих, с одной стороны, и общинно- родовых - с другой). Запад долгое время отставал от феодального Востока, где экономический и культурный подъём I тысячелетия нашей эры проходил на прочном фундаменте восточно- римских и византийских традиций

Эпоху феодализма в Западной Европе делят на три основных периода: V-ХI вв. - раннее средневековье, ХI-ХV вв. - развитый феодализм, ХV -ХVII вв. - период разложения феодального строя или позднее средневековье

В эпоху феодализма главным идеологическим институтом в Европе была церковь. Согласно утверждениям религии знание имеет два уровня: "сверхъестественное" (содержащееся в Библии) "естественное" (отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и др., которых церковь признавала и канонизировала). Идеалистическая основа учения Аристотеля составила средневековую схоластику.

Схоластика и медицина Схоластика (от греч. schole-школа) тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

Схоластика и медицина Основные принципы схоластики сформулировал Фома Аквинский: Все знания содержатся в трудах авторов, признанных церковью Наука сводится к умению выводить низшие понятия из высших путем формальной логики Преподавание – процесс теоретический, исключающий опыт

Схоластика и медицина В области медицины главным авторитетом был Гален. Слабые стороны его учения (о "целенаправленности" всех жизненных процессов в организме человека, о "пневмо" и "сверхъестественных силах") были возведены в религиозную догму (галенизм - искажённое, одностороннее понимание учения Галена).

Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Произведения Гиппократа, Галена и Авиценны заучивались наизусть. Господствовали: культ цитат механическое заучивание научных текстов пренебрежение к практическому опыту Схоластика и медицина

В средние века широко распространены были алхимия, астрология, гороскопы, поиски философского камня и вера в сверхъестественную силу лекарственных веществ.

Териак Царь Матридат Эупашор (I в. до н.э.), опасаясь отравления, проводил опыты с ядами и противоядиями на преступниках и на самом себе. В результате он изобрел сложное лекарство – териак. Вера в териак прошла через многие столетия и основывалась на представлении о том, что чем больше будет введено лекарственных средств, тем больше будет подавлено и болезнетворных начал. Териак нюренбергской фармакопеи, например, состоял из 65 ингредиентов. Согласно правилам аптекарского устава XVI в., териак готовили публично, в торжественной обстановке.

Первые больницы В Западной Европе создавались при монастырях (Лионский VI в., Парижский - VIII в., "Отель дьё" (дом божий)). При монастырях выращивались лекарственные растения, приготавливались и хранились лекарства. Связывая медицину с религией, врачи-монахи тормозили развитие научной мысли. Изгнание бесов, миниатюра 14 век

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ( гг.) Для Западной Европы они имели большие культурные и экономические последствия: появились новые сельскохозяйственные культуры (гречиха, рис, абрикосы, арбузы). Европа заимствовала некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани), стали создаваться больницы светского типа. Крестовые походы привели к широкому распространению многих заразных заболеваний.

Проказа (лепра) Стала болезнью века. Её считали неизлечимой и прилипчивой болезнью. Прокаженный изгонялся из общества и помещался в лепрозорий (приют для прокажённых). Ему выдавалось особое платье из чёрной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка. Идея изоляции прокаженных от общества появилась в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря посвятили себя уходу за прокажёнными. После крестовых походов насчитывалось 19 тысяч лепрозориев (только во Франции - около 2 тысяч).

Чума 3 большие пандемии: Первая - "чума Юстиниана" (VI в.). Она вышла из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. Вторая - самая зловещая в истории Западной Европы - "чёрная смерть" (середина XIV в.). "Черная смерть" в гг. была завезена через Геную, Венецию, Неаполь; она опустошила весь христианский мир. Гибель наступала через несколько часов после заражения (в Кесарии никто не оставался в живых, в Венеции умерло 70%, в Лондоне – 90%). Живые не успевали хоронить мертвых. Третья - пандемия чумы, началась в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн. человек), затем прошла по другим районам земного шара.

Для борьбы с чумой стали применять задержание людей и товаров на пограничных пунктах в течение 40 дней, отсюда термин "карантин" (итальян. Quaranta - 40). Первые карантины были введены в Италии в 1348 г.

Наука и образование Первые высшие школы, обучавшие медицине, появились в Италии (Салернская медицинская школа – IХ в.). Ей единственной в стране было дано право присвоения звания врача. В 1213 г. Салернская - школа становится университетом. В 1158 г. в Болонье, в 1215 г. в Париже, в 1222 г. в Падуе и т.д.- открываются университеты.

Наука и образование Университеты имели 4 факультета: один подготовительный и три основных. Обязательным для всех учащихся был подготовительный факультет (или артистический, от лат. artes - искусства, где преподавались семь свободных искусств). После освоения программы trivium (грамматика, риторика, основы диалектики) и сдачи экзаменов присуждалась степень бакалавра искусств. После овладения курсом quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки) - степень магистра искусств, и право продолжать обучение на одном из основных факультетов: богословском, медицинском или юридическом, по окончании которого студенту присуждалась степень магистра (доктора) наук в соответствии с профилем факультета.

Примерное расписание лекций по медицине в университетах средневековья Утро – теоретическая медицина (3 часа); День – «практическая» медицина (3 часа) После 3-х часов дня – доцентские курсы. 1 раз в год или в 2 года производилась секция животных. Само преподавание происходило очень своеобразно. Профессор читал избранное им сочинение фразу за фразой, а каждую фразу «классика» комментировал фразами преподобных отцов. О каком-нибудь отступлении от текстов, тем более о какой- нибудь демонстрации больного, не могло быть и речи.

Арнольд из Виллановы (ок гг.) Врач, химик, магистр университета в Монпелье. Его труд - поэма "Салернский кодекс здоровья". Она посвящена диететике, предупреждению болезней, строению человеческого тела. В красочной поэтической форме им описаны и темперамент людей (4 - сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик). Сам труд переиздавался более 300 раз.

Развитие анатомии Церковь запрещала вскрытие человеческих трупов. Первые вскрытия стали производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно, Монпелье) с особого разрешения монарха. Так, в 1238 г. Фридрих II разрешил медицинскому факультету в Салерно вскрывать 1 труп в 5 лет (в Монпелье - 1 труп в год).

Анатомическая демонстрация.

Первый в Западной Европе учебник по анатомии был составлен в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино де Луччи ( ). Его сочинение основывались на вскрытии всего двух трупов. Многое он заимствовал из перевода труда Галена. Развитие анатомии

Развитие хирургии Хирургия в подавляющем большинстве средневековых университетов, не преподавалась и в число медицинских дисциплин не входила. Хирурги научного образования не имели, врачами не считались. Хирурги считались ремесленниками, имели свою цеховую организацию.

Развитие хирургии Существовало три сословия хирургов: 1.«Длиннополые» хирурги - занимали высокое положение (длина одежды) и имели право выполнять сложные операции (камнесечение, грыжесечение); 2.«Короткополые» хирурги - цирюльники и занимались "малой хирургией" (кровопускания, удаление зубов и т.п.); 3. Банщики - занимали низшее положение, выполняли простейшие манипуляции (снятие мозолей).

Развитие хирургии Обучение хирургии происходило внутри цеха (корпорации) сначала на принципах ученичества, затем стали открываться хирургические школы. В 1731 г. в Париже решением короля была открыта первая хирургическая академия, а в 1743 г. она была приравнена к медицинскому факультету.

Развитие хирургии Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до середины XIX в. Не было и правильных представлений о раневой инфекции, методах обеззараживания ран (90% всех операций заканчивались гибелью больного от сепсиса). В XIV в. в Европе появляется огнестрельное оружие. Осложнения ран стали связывать с проникновением в организм раненого "порохового яда" (учение Де Виго), в связи с чем стали прижигать раневую поверхность раскаленным железом или заливать кипящим составом смолистых веществ.

Развитие акушерства Акушерство продолжало оставаться на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей- мужчин. Родоразрешение продолжало оставаться в руках бабок-повитух. Смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Беременные женщины жили под постоянным страхом смерти

Развитие акушерства В практическом акушерстве из плодоразрушающих операций применялись перфорация головки, декапитация и эмбриотомия. По законам средневековой христианской церкви следовало, что смерть роженицы происходит по воле бога: уничтожение внутриутробного плода, обладающего «божественной душой», рассматривалось как обычное убийство. В итоге церковь сильно препятствовала развитию акушерства, что приводило в конечном счете к высокой смертности в родах. Возник парадокс - католическая церковь проповедовала принцип «Живите и размножайтесь», но при этом сама препятствовала своей же проповеди.

Заключение Таким образом, медицина в средневековой Европе развивалась в сложных и неблагоприятных условиях. Но она способствовала зарождению медицины великой эпохи Возрождения.

Спасибо за внимание!