Развитие профессиональных компетенций будущих педагогов в контексте курса История духовно- нравственного идеала Н. С. Соловьева, ОГБОУ СПО Смоленский педагогический колледж
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней.
Общие компетенции ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии и проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение Квалификации. Профессиональные виды деятельности учителя: Преподавание по программам начального общего образования Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников Класное руководство Методическое обеспечение образовательного процесса.
Система образования призвана стать важнейшим институтом формирования жизненных установок личности, воспитания российского гражданина. ( Из Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области)
Ценностная ориентация (по С. Л. Рубинштейну) - это базовый элемент нравственного сознания, определяющий вектор поведения индивида, отношение человека к миру и деятельность, в которой выражается это отношение.
Я-концепция - совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют: 1) образ Я - представление индивида о самом себе; 2) самооценку - эмоционально окрашенную оценку этого представления; 3) потенциальную поведенческую реакцию - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. (Р.Б. Бёрнс)
Идеал лет год Члены семьи 41%50% Герои книг 25%0% Публичные личности, образы масс-медиа 13%4% Исторические личности 10%5% Сверстники 0%4% Внутренний идеал, представленный как набор качеств 8%20% Учителя 0%7% Бог 2% Идеал не назван 1%11%
Чего хотят те, кто воспитывает Проблема Чего хотят те, кого воспитывают
Алгоритм формирования ценностных ориентаций 1. Отвлечь от себя, показав идеал извне; 2. вернуть к себе: сверить с идеалом; переориентировать с материальных ценностей на духовные 3. побудить к действию.
Я-концепция в контрольной группе ОриентацияВ началеВ конце Акизитивная (на материальное благополучие)84% 76% Гедонистическая (на упрощенные способы существования) 76%68% Трудовая 12%16% Нравственная 32%36% Познавательная 40%44%
в экспериментальной группе Я-концепция ОриентацияВ началеВ конце Акизитивная 78%72% Гедонистическая 72%54% Трудовая 24%36% Нравственная ориентация 36%54% Познавательная 30%48% Пугническая (на преодоление трудностей)-6%
Формирование системы нравственных ценностей Уровень обыденного сознания – нравственные нормы и оценки Теоретический уровень – нравственные понятия и оценки Трехшаговый алгоритм Содержание курса
Структура курса История духовно- нравственного идеала Идеал Семьи Идеал Гражданствен ности Идеал Учителя Идеал Святости
Ключевые понятия курса: любовь (агапе); совесть; духовность; ответственность; добро; прощение.
Формы работы: Творческая мастерская; Тренинг; Деловая игра; Проблемный урок; Урок-конференция; Технологии открытого пространства ! ?
Развитие ценностных ориентаций+освоение теоретических духовно- нравственных понятий = осознание себя как части своего народа и человечества в целом+необходимости работы над собой умение создавать условия для духовно- нравственного самосовершенствования воспитанников = профессиональная компетентность педагога
Люди редко совершенствуются, если у них нет другой модели для подражания, кроме самих себя. О. Голдсмит