Этап всесторонней проверки знаний Задачи: Всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив прежде их недостатки в знаниях и умениях Организация в ходе опроса отдельных учащихся коллективной познавательной деятельности ВСЕХ остальных учеников Уточнение и систематизация знаний учащихся Развитие аналитичности и критичности мышления учеников Воспитание сопереживания неудачам своих товарищей или чувства радости за их успех Рефлексия и самооценка своей деятельности Задачи: Всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив прежде их недостатки в знаниях и умениях Организация в ходе опроса отдельных учащихся коллективной познавательной деятельности ВСЕХ остальных учеников Уточнение и систематизация знаний учащихся Развитие аналитичности и критичности мышления учеников Воспитание сопереживания неудачам своих товарищей или чувства радости за их успех Рефлексия и самооценка своей деятельности
Содержание этапа Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками Проверка образа мышления отвечающих учеников Комментирование ответов учащихся Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учеников Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками Проверка образа мышления отвечающих учеников Комментирование ответов учащихся Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учеников
Устный опрос 1. Вопрос учителя и методика его задавания. 2. Ответ ученика как основная и наиболее важная часть триады. 3. Поведение класса в ходе опроса. 1. Вопрос учителя и методика его задавания. 2. Ответ ученика как основная и наиболее важная часть триады. 3. Поведение класса в ходе опроса.
Проверка знаний учащихся всегда должна служить не только цели контроля, но и целям обучения.
Приём «Отвечающий и рецензент» Схема рецензии: Полнота ответа Обоснованность Правильность Логичность композиции Культура речи Умение применять знания на практике Схема рецензии: Полнота ответа Обоснованность Правильность Логичность композиции Культура речи Умение применять знания на практике
Формы опроса Фронтальный Уплотнённый Программированный Индивидуальный опрос перед всем классом и с его участием Фронтальный Уплотнённый Программированный Индивидуальный опрос перед всем классом и с его участием
Вопрос А если у доски слабый или средний ученик? Какой смысл списывать? Вопрос А если у доски слабый или средний ученик? Какой смысл списывать? Ситуация Один ученик у доски решает задачу или пишет трудные слова, а остальные в тетрадях самостоятельно работают над тем же. Ситуация Один ученик у доски решает задачу или пишет трудные слова, а остальные в тетрадях самостоятельно работают над тем же. Вывод Как будто бы все заняты делом, но никакого умственного напряжения это «дело» не требует, ибо подавляющее большинство списывает с доски. Вывод Как будто бы все заняты делом, но никакого умственного напряжения это «дело» не требует, ибо подавляющее большинство списывает с доски.
Условия достижения положительных результатов на этом этапе Использование различных методов Практика постановки дополнительных вопросов Создание нестандартных ситуаций в процессе опроса Привлечение всех к активному слушанию своих товарищей Создание атмосферы значимости этого этапа Использование различных методов Практика постановки дополнительных вопросов Создание нестандартных ситуаций в процессе опроса Привлечение всех к активному слушанию своих товарищей Создание атмосферы значимости этого этапа