РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российское бизнес образование: как повысить его эффективность в новых условиях Мясоедов Сергей Павлович, доктор соц. наук, профессор; Президент Российской ассоциации бизнес образования (РАБО). Проректор Академии при Президенте РФ (РАНХиГС), Директор ИБДА РАНХиГС; Казань – 29 октября 2014
РОССИЙСКОЕ БО: достижения за 20 лет 2 Бизнес управленческое образование ПОЧТИ признано научным и профессиональным сообществом как самостоятельный вид образования. Создан сегмент рынка в сфере услуг – бизнес-образование Почему почти? В законе нет раздела. Полагаем, что «кухарки могут управлять государством» Российское бизнес-образование интегрировано в мировое образовательное пространство (признание РАБО, аккредитации, двойные дипломы) Реализуются все существующие в мире виды и уровни управленческого образования: бакалавр, специалист, магистр, МВА, мастерские программы (MBI, MBF и др.), Executive MBA, DBA. Используются все формы реализации обучения (full-time, part-time, distance learning) и все методы обучения (обучение действием, e- learning, project-based consulting, simulation и пр.) Сформировались устойчивые профессиональные объединения и ассоциации – РАБО, Ассоциация менеджеров и др. Издательская деятельность – более 20 специализированных издательств ежегодно издают более 300 новых учебников по менеджменту («Питер», «Дело», «ИНФРА-M», «Олимп-бизнес», «Альпина Паблишез» и др.); Выпускается большое число профессиональных управленческих журналов – журнал РАБО «Бизнес-образование», «Harvard business review», «Искусство управления», «Российский журнал менеджмента», «Управление компанией», «Генеральный Директор», «Экономические стратегии» и др.
1. Изменения и волатильность среды Укрупнение государственных учебных заведений Их попытки (небезуспешная) стать монопольным реципиентом государственных ресурсов Сокращение размеров внебюджетного ДПО за 5 лет почти в три раза Альянсы независимых игроков с банками или университетами Стратификация рынка по сегментам и ценам Проблемы смены поколений Темы ДЖИАРА и многофункциональности
2. Изменения и волатильность среды Поиски модели оценки качества (Консорциум и СРО) Возникновение англоязычного рынка программ и проблема подготовки кадров Возникновение международного русскоязычного рынка Акцент на исследования без четкой цели Рынок корпоративных программ просыпается и требует нового (проектный метода, игры-симуляции) Активизация гибких и краткосрочных программ с использованием новых технологий. Формирование на этой основе нового сегмента рынка образования. Быстрое развитие программ с опорой на хай-тек
5 ОТЛИЧИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ БИЗНЕС- ОБРАЗОВАНИЯ 1. По целям: В университете – фундаментальные теоретические знания, широкий кругозор по разным направлениям, получение профессии В бизнес-школе – отработка навыков, обмен практическим опытом, развитие компетенций лидера для карьерного роста, «Helicopter view» 2. По источнику финансирования и отношению к платности: Университетское образование – финансируется из государственного бюджета (в значительной степени), является бесплатным для лучших студентов Бизнес-образование – не может и не должно быть бесплатным! Чем дороже бизнес-школа и программа, тем она, как правило, лучше 3. По методам преподавания и квалификации преподавателей: В университете – идеальный преподаватель это учёный, доктор наук, создавший свою научную школу, блестяще читающий лекции, гуру для студентов В бизнес-школе – практик-консультант (чаще вообще без степеней), способный «разговорить» группу, вывести свой предмет на реальные потребности бизнеса От модели «Гуру» к МОДЕЛИ «КЕНГУРУ» Главная задача: найти хороших практиков, умеющих блестяще преподавать…, консультировать и публиковаться!
Проблемы В БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ Нет серьезной правовой, административной и финансовой базы Коммерциализация бизнес-образования – снятие входных фильтров (кто придет…) Дефицит высококвалифицированных преподавателей!!! Ориентация на «звёздных» преподавателей – перегруженность, нет исследований Мы на периферии исследований и разработки научно-методических основ бизнес- образования в мировом масштабе Качество процесса обучения – отставание от мирового уровня Отсутствует экспорт российского бизнес-образования Трудности при оценке качества конечного результата: карьерный рост выпускников, рост зарплаты, удовлетворённость Бизнес не убежден в ценности бизнес-образования, слабое влияние на рынок труда: МВА – это не «путёвка в жизнь» Низкое представительство руководителей бизнес-образования в государственных и общественных организациях Нет действенных альянсов между школами бизнеса 6
ОЖИДАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Более тесная работа с крупными университетами. Поддержка новых моделей. Исследования в бизнес школах Формирования преподавателей нового типа – изменение формы и методы преподавания Совершенствование портфеля программ: программы МВА – «конструктор LEGO», «матрёшки», «почти консалтинг» = бизнес- образование на площадке реального бизнеса НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОГО ПРОДУКТА – Специальный Прикладной Мастер (СПМ) От набора к отбору слушателей Формирование ценового сегмента – стоимость обучения Преодоление географических границ – международное признание, интеграция, международная аккредитация + БЛЭНДИД возможности Исследование и преподавание РОССИЙСКОЙ (и ШОС, БРИГС и т.д.) модели МЕНЕДЖМЕНТА – как становление само идентичности!
8 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!