Алгоритм действий образовательных организаций при разрешении конфликтных ситуаций. Создание школьной службы медиации И.Г. Назарова, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГО АУ ЯО ИРО
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 Развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, а также организация школьных служб медиации, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении
Нормативно – правовая база Федеральный закон от 24 июля 1998 года 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;закон Федеральный закон от 27 июля 2010 года 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года 193- ФЗ);закон Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»закон Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения
Медиация-альтернатива директивным способам разрешения споров Ситуация разрешения спора при помощи третьего лица: спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
Опыт реализации медиативного подхода в ЯО С 2012 года школьные службы примирения на базе трех общеобразовательных организаций созданы и действуют в соответствии с локальными нормативными правовыми актами: приказом директора, Уставом, Положением. В состав школьных служб примирения входят работники образовательных организаций и обучающиеся
Формы работы Информирование работников образовательной организации и обучающихся о школьной службе примирения Организация примирительных встреч Проведение просветительских мероприятий обучающихся, направленных на формирование мотивации к участию в работе школьной службы примирения, а также пропаганду правовых знаний.
Приоритетные задачи Создание служб школьной медиации в образовательных организациях Внедрение социальной услуги медиации в учреждениях социального обслуживания Обучение и повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций Развитие межрегионального, межведомственного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия.
Создание службы школьной медиации
Базовые ценности Принятие ребёнка(прислушиваться к чувствам и потребностям ребенка) Внимание к индивидуальным особенностям ребенка: полу, культурной, религиозной, этнической принадлежности, родному языку, сексуальной ориентации и любым формам ограниченных возможностей
Возможные модели медиации В рамках существующих образовательных услуг подготовленными специалистами Специализированные услуги или схемы оказания услуг в МР созданной муниципальной службой медиации(специфические правовые основания и процедуры)
Оценка и утверждения плана Учет безопасности ребенка Работа с родителями Ведение записей и постоянная оценка Учет практических аспектов Определение команды
Дилеммы, возникающие в процессе оценки Должна ли ситуация спора рассматриваться в знакомой ситуации? Может ли медиатором быть учитель школы?
Сопровождение Высокопрофессиональное сопровождение школьной команды Группы поддержки в школе Доступ к помощи других специалистов Поддержка в любое время (доступная в нерабочие часы, возможен телефон доверия)
Подготовка медиатора Понимание идеи медиации в школьном контексте Авторитетность в детской среде Создание позитивных отношений с родителями обучающихся Коммуникативная компетентность Приоритет безопасности ребенка и учет рисков Участие в оценке навыков медиатора Навыки ведения записей, отчетов и представительства в суде
Планирование для конкретных случаев Важность предварительного планирования решения спора Определение кандидатуры медиатора Оценка адекватности приёмов разрешения споров Максимально полная информация о ребёнке, его семье, ситуации Оценка риска Подготовка взрослого и ребенка
Роли и ответственность Медиатор, курирующий случай ребенка Психолог, социальный педагог – специалист по оценке Медиатор – консультант Другие специалисты
Анализ случая Иры (13 лет) Диана К. - мать Игорь А. - отец Нина А. - бабушка Марина В. – медиатор Юлия А. –психолог-специалист по оценке Светлана В. – медиатор – консультант Анатолий И. - психиатр
Анализ случая: планирование Первичная оценка и планирование на ранних этапах Оценка рисков / адекватности способов Обращение в службу медиаторов Передача письменной информации Встречи по планированию заботы о ребенке – детали структурированной оценки Встречи по планированию разрешения спора
Анализ случая: результаты Эффективная коммуникация в команде Участие других экспертов; работа с нарушениями обучаемости Важность отношений Полезные инструменты; «рабочая тетрадь» Планирование траектории работы после обращения к специалистам Продолжительное сопровождение
Алгоритм действий в ОО по разрешению споров –Создать и подготовить инициативную группу консультантов из представителей МР (из числа социальных педагогов, психологов) для развитие служб школьной медиации в МР –Определить школьную площадку по отработке форм и способов работы школьных медиаторов –Оформить банк распространённых случаев –Разработать кейсы для разрешения школьных споров –Оформить процедуру реагирования на конфликт в школьном коллективе
Приглашаем к сотрудничеству!!!