ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитатель МБДОУ детский сад 7 п. Монино ПОГОДИНА АННА НИКОЛАЕВНА
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д.Ушинский
Мнемотехника – это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2000 лет.
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
В наше время мнемотаблицы первыми начали разрабатывать и применять в работе Петербургские педагоги и новаторы во главе с Венгер Александрой Абрамовной
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ: Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление
ЗАДАЧИ: Развитие у детей умения понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии Обучение детей правильному звукопроизношению Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки Содействие в решении изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти Воспитание у детей потребности в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе
МНЕМОНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЭТАПОВ: КОДИРОВАНИЕ В ОБРАЗЫ ЗАПОМИНАНИЕ (соединение двух образов) ПЕРЕСКАЗ ИНФОРМАЦИИ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МНЕМОСХЕМЫ
Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан
МНЕМОТАБЛИЦЫ-СХЕМЫ СЛУЖАТ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ Мнемотаблицы- схемы Мнемотаблицы- схемы Обогащение словарного запаса Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Обучение составлению рассказов Пересказ художественной литературы Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов Заучивание стихов
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ И ПОТЕШЕК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. А.Н.Плещеев
«ЁЛОЧКА» Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Н.Нищева
«ЁЖИК» Дождик льёт, как из ведра… Видно, на небе – дыра. Что ж ты ёж сидишь без толку? Доставай скорей иголку! По тропинке в гору топай, Дырку на небе заштопай. В.Степанов
«ОСЕНЬ» Следом за летом осень идёт, Тихую песню ей ветер поёт. Красную под ноги стелет листву, Белые снежинки летят в синеву. В.Степанов
«СКВОРЕЦ» Это скворец. Эта птица небольшого размера. Скворец чёрного цвета, у него есть голова, туловище, крылья и хвост. Тело скворца покрыто перьями. Он очень красиво поёт. Питается эта птица насекомыми и зёрнами. Скворец хорошо летает. Живёт он в парке или в лесу. Весной люди делают для скворцов домики, которые называются скворечники. В них скворцы высиживают своих птенцов. Скворец – это перелётная птица.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов: Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов: У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!