Современные направления и подходы в работе с интеллектуально одарёнными учащимися и молодёжью Доктор философских наук, профессор В.В. Позняков.
Актуальность 1. Социальная 2. Экзистенциальная Необходимость: разработать научно- и организационно-методическое обеспечение выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одаренной молодежи на основе преемственности этапов «школа – высшее образование – послевузовское образование».
1. Создание культурно-обагащённого пространства и развивающей среды в учреждениях образования выращивание индивидуальных учебных действий учащихся; становление индивидуальной учебной деятельности; профессиональное самоопределение; завершение формирования системы позитивных социальных установок; совершенствование индивидуальной учебной деятельности и профессиональное становление обучающихся.
2. Выявление интеллектуально одарённых обучающихся наличие методик выявления интеллектуально одарённых детей; организацией психолого-педагогической диагностики одарённости; проведением многоступенчатых интеллектуально-творческих состязаний; построение индивидуальной образовательной траектории; психолого-педагогическое сопровождение; тьюторское сопровождение одарённых детей и талантливой молодёжи; включение в учебно- и научно-исследовательскую деятельность; наблюдение; общение с родителями; изучение продуктов деятельности; экспериментально-формирующий метод: конкурсы, соревнования, олимпиады, научно-практические конференции. проведение специальных тренингов креативности и дивергентности мышления.
3. Учебно- и научно-исследовательская деятельность одарённых учащихся В процессе учебной и научно-исследовательской деятельности совершенствуются следующие учебно-познавательные умения: умение видеть проблему; умение принимать и самостоятельно ставить цели и задачи, предусматривать пути их решения, прогнозировать возможные результаты; умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, моделировать, конструировать; проводить анкетирование, интервьюирование, обрабатывать результаты в соответствии с выбранными критериями и показателями; умение обобщать, делать умозаключения, собственные выводы на основе анализа литературы, действительности, результатов эксперимента; умение проводить контроль и оценку собственных действий, находить причины успехов и неудач, умение корректировать собственные действия.
4. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых учащихся Психолого-педагогическое сопровождение: четыре этапа: 1. выявление детей с признаками одарённости; 2. социально-психологическая адаптация одарённых учащихся к школьной среде; 3. гармоничное развитие интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, физической и коммуникативной сфер личности одаренного учащегося; 4. помощь в профессиональном самоопределении и отслеживание профессионального выбора.
5. Тьюторское сопровождение интеллектуально одарённой молодёжи Целью деятельности тьютора является создание педагогических условий для самосовершенствования и профессиональ-ного становления учащегося посредством оказания помощи в проектировании и реализации индивидуальной обра-зовательной программы. Основные функции тьютора: диагностика; выявление познавательных интересов; построение индивидуальной; образовательной траектории; вовлечение учащегося в научно- исследовательскую деятельности;
6. Кадровое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Основные направления деятельности: координация; организация и научно-методическое обеспечение ПК педагогических работников; организационно- и научно-методическое сопровождение интеллектуальных соревнований учащихся; информационно-аналитическое сопровождение; обобщение и распространение эффективного опыта.
7. Управление, координация, контроль. Формирование фундаментального понятийного аппарата Идея: Республиканский совет по проблемам интеллектуально одаренной молодежи. Функции: Содействие органам госуправления при принятии решений по вопросам работы с интеллектуально одаренной молодежью. Разработка концептуальных основ развития… Координация действий… планирование мероприятий. Поддержка и развитие авторитета интеллектуального, научного творчества…
8. Критерии и показатели. Контроль и оценка эффективности функционирования системы Проблема: развести критерии и показатели В качестве критериев предлагаются следующие: Эффективность системы администрирования. Уровень финансирования. Развитость комплекса мероприятий и форм. Эффективность участия студентов и выпускников УВО в Республиканском конкурсе научных работ студентов (только для высшего образования). Эффективность участия учащихся (студентов) в мероприятиях республиканского уровня. Эффективность участия учащихся (студентов) в мероприятиях международного уровня. Уровень публикаций участников НИРС (только для студентов). Связь между уровнями образования школа–УВО, НИРС с подготовкой научных работников высшей квалификации. Поощрение школьников, студентов и работников из средств специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
Задачи 1) проанализировать состояние работы с…; 2) разработать теоретические и научно-методические основания критериев, показателей и оценки; 3) определить и реализовать основные подходы по программному обеспечению автоматизации процесса оценки работы с интеллектуально одаренной молодежью; 4) исследовать состояние научно-методического и организационного обеспечения выявления, развития и профессионального становления; 5) сформировать теоретические подходы для создания оптимальной модели выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одаренной молодежи на этапах «школа – высшее образование – послевузовское образование»; 6) комплекс аналитических и научно-методических материалов.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование – послевузовское образование»
Концепция (продолжение 1 ) Содержание Общие положения Глава 1. Создание развивающей среды в учреждениях образования Первый этап. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Второй этап. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Третий этап. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования Четвёртый этап. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.
Концепция (продолжение 2 ) Глава 2. Выявление интеллектуально одарённых обучающихся Глава 3. Учебно- и научно-исследовательская деятельность одарённых учащихся Глава 4. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых учащихся Глава 5. Тьюторское сопровождение интеллектуально одарённой молодёжи Глава 6. Кадровое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Концепция (продолжение 3 ) Глава 7. Управление, координация, контроль. Формирование фундаментального понятийного аппарата Профессионально работающий республиканский центр Координация и общественный контроль
Концепция (продолжение 4 ) Глава 8. Критерии и показатели. Контроль и оценка эффективности функционирования системы Развитие комплекса мероприятий Методическое и нормативное обеспечение Информационное обеспечение Организация научных исследований для решения проблем работы с интеллектуально одарённой молодежью в Республике Беларусь. Способ реализации Концепции.
Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 1 ) СОДЕРЖАНИЕ Позняков В.В. Одарённость – «Божий дар». И не только (вместо Введения) РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Пашкевич Ю.У.Сущность одарённости: эволюция представлений и подходов Шакура С.Д. Интеллектуально-творческое развитие личности учащегося в процессе учебной деятельности (теоретико-методологический аспект) Игнатович Е.С. Системные основания профориентационной работы с одарённой молодежью
Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 2 ) Позняков В.В.Модель инновационной среды вуза: методологические основания разработки Захаров А.Г. Система критериев и показателей эффективности организации работы с интеллектуально одарённой молодежью Пашкевич Ю.У. Мировой опыт выявления, формирования и развития одарённой учащейся молодежи Пашкевич Ю.У. Особенности развития системы работы с интеллектуально одарённой молодежью в Республике Беларусь
Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 3 ) РАЗДЕЛ II. РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ: РАЗВИТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Позняков В.В. Учебно-исследовательская деятельность одарённых учащихся в практико-методологическом измерении Позняков В.В. Научное исследование в творческом развитии учащихся Захаров А.Г. Проблемы привлечения интеллектуально одарённой молодежи к преподавательской и научной деятельности… Минова М.Е.Коллективная творческая деятельность как условие формирования детского и молодежного коллектива…
Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 4 ) Дементьева Т.В. Дементьев И.В. Особенности обучения одарённой молодежи (на примере подготовки учащихся к предметной олимпиаде по английскому языку) Саликов А.Э. Творческая самореализация молодежи в пространстве досуга: инновационный аспект… Прудко Т.М. «Калейдоскоп» – молодежный праздник культур стран Пограничья Прудко Т.М. Современные шоу-технологии в воспитании студенческой молодежи
Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 5 ) РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ Самаль Е.В. Организация психолого- педагогической диагностики одарённости Самаль Е.В.Роль психолога в процессе подготовки одарённых и высокомотивированных учащихся к предметным олимпиадам Самаль Е.В., Симоненко У.О. Социальная креативность учащихся: сущность, структура, развитие
Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 6 ) Минова М.Е. Социальная одарённость лидера детских и молодежных общественных объедение педагогические условия развития Минова М.Е.Педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объедениений Минова М.Е. Социально-педагогические условия развития одарённости лидеров детских и молодежных общественных объедениений Бараева Е.И., Ярош Е.А. Социальный статус и эмоциональное благополучие одаренной личности в учреждении образования Шакура С.Д. Тьюторское сопровождение интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся
Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 7 ) РАЗДЕЛ IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГА Волкова О.В. Одарённому ученику – одарённого педагога Шакура С.Д. Организационно-методическое обеспечение работы с одарёнными учащимися Лопатик Т.А. Технология тьюторского сопровождения учащегося в образовательном процессе Позняков В.В. Индивидуальное сопровождение педагога, работающего с одарёнными учащимися Пашкевич Ю.У. Влияние информационных технологий на развитие одарённой молодежи
Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 7 ) Пашкович Т.Ф. Креативная образовательная среда – пространство творческого развития учащихся Кохновская Е.В.Подготовка воспитателя учреждения дошкольного образования к взаимодействию с семьями воспитанников Сухан Н.А. Обучающий тренинг «Одаренный ребенок – какой он?» Волкова О.В. Конкурентоспособный педагог: ответ на вызов времени Кожуховская Л.С., Позняков В.В. Методическое сопровождение работы с одарёнными учащимися с культурологической точки зрения (постскриптум к сборнику «Воспитание в сотворчестве». 6-й выпуск)
Воспитание в сотворчестве -6 (работа с одарёнными продолжение 8 ) ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 апреля 2010 г. 199 «О некоторых вопросах формирования, ведения и использования банков данных одарённой и талантливой молодежи» Приложение 2. «Положение о порядке формирования, ведения и использования банков данных одарённой и талантливой молодежи» Приложение 3. Учебная программа повышения квалификации «Интеллектуально-творческое развитие учащихся в процессе учебной деятельности» (автор-сост. С.Д. Шакура) Приложение 4. Воспитательная программа поиска, поддержки и развития способных и одарённых учащихся «Наша надежда» (автор-сост. Сухан Н.А.)
Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 9 ) Приложение 5. Перечень методик, рекомендуемых к применению при организации диагностики одарённости учащегося (сост. Е.В. Самаль) Приложение 11. Резолюция по итогам работы круглого стола «Совершенствование системы работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися» (ГУО «Академия последипломного образования», 21 января 2014 г.) Приложение 6. Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одарённых детей (сост. Е.В. Самаль) Приложение 7. Подготовка школьников к республиканским и международным олимпиадам (сост. Е.В. Самаль)
Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 10 ) Приложение 8. Собственный потенциал как фактор развития (сост. Е.В. Самаль) Приложение 9. Упражнения на развитие внимания, памяти и мышления (сост. Е.В.Самаль) Приложение 10. Резолюция Республиканского семинара- совещания «Организация работы с одарённой молодежью» (ГУО «Республиканский институт высшей школы», 28 ноября 2013 г.)