Современные направления и подходы в работе с интеллектуально одарёнными учащимися и молодёжью Доктор философских наук, профессор В.В. Позняков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Advertisements

С.Д. Шакура, начальник отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО «Академия последипломного образования»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Шакура Светлана Дмитриевна, начальник.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОДВИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
Инновационный ресурсный центр поддержки талантливых и одаренных детей ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ «ЦЕНТР ОДАРЕННЫХ.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Программа «Одарённые дети».. Почему в современном российском обществе возрастает потребность в работе с одарёнными детьми? Нормативно-правовые документы.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 28 г. Ярославля Работа образовательного учреждения по улучшению качества знаний.
обновление содержания образования ; внедрение новых педагогических технологий и методик ; инновации в организации образовательного процесса ; организация.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
«Работа с одарёнными детьми в сельской школе» 2008 год.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Цель: разработка и реализация программы организации проектной деятельности участников образовательного процесса в системе образования школы с целью создания.
Семья воспитанник классный руководитель классный коллектив заместитель директора по воспитательной работе педагог- организатор МО классных руководителей,
Методическая работа МОУ Колундаевской СОШ Директор школы: Беланова Л.Б.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Транксрипт:

Современные направления и подходы в работе с интеллектуально одарёнными учащимися и молодёжью Доктор философских наук, профессор В.В. Позняков.

Актуальность 1. Социальная 2. Экзистенциальная Необходимость: разработать научно- и организационно-методическое обеспечение выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одаренной молодежи на основе преемственности этапов «школа – высшее образование – послевузовское образование».

1. Создание культурно-обагащённого пространства и развивающей среды в учреждениях образования выращивание индивидуальных учебных действий учащихся; становление индивидуальной учебной деятельности; профессиональное самоопределение; завершение формирования системы позитивных социальных установок; совершенствование индивидуальной учебной деятельности и профессиональное становление обучающихся.

2. Выявление интеллектуально одарённых обучающихся наличие методик выявления интеллектуально одарённых детей; организацией психолого-педагогической диагностики одарённости; проведением многоступенчатых интеллектуально-творческих состязаний; построение индивидуальной образовательной траектории; психолого-педагогическое сопровождение; тьюторское сопровождение одарённых детей и талантливой молодёжи; включение в учебно- и научно-исследовательскую деятельность; наблюдение; общение с родителями; изучение продуктов деятельности; экспериментально-формирующий метод: конкурсы, соревнования, олимпиады, научно-практические конференции. проведение специальных тренингов креативности и дивергентности мышления.

3. Учебно- и научно-исследовательская деятельность одарённых учащихся В процессе учебной и научно-исследовательской деятельности совершенствуются следующие учебно-познавательные умения: умение видеть проблему; умение принимать и самостоятельно ставить цели и задачи, предусматривать пути их решения, прогнозировать возможные результаты; умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, моделировать, конструировать; проводить анкетирование, интервьюирование, обрабатывать результаты в соответствии с выбранными критериями и показателями; умение обобщать, делать умозаключения, собственные выводы на основе анализа литературы, действительности, результатов эксперимента; умение проводить контроль и оценку собственных действий, находить причины успехов и неудач, умение корректировать собственные действия.

4. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых учащихся Психолого-педагогическое сопровождение: четыре этапа: 1. выявление детей с признаками одарённости; 2. социально-психологическая адаптация одарённых учащихся к школьной среде; 3. гармоничное развитие интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, физической и коммуникативной сфер личности одаренного учащегося; 4. помощь в профессиональном самоопределении и отслеживание профессионального выбора.

5. Тьюторское сопровождение интеллектуально одарённой молодёжи Целью деятельности тьютора является создание педагогических условий для самосовершенствования и профессиональ-ного становления учащегося посредством оказания помощи в проектировании и реализации индивидуальной обра-зовательной программы. Основные функции тьютора: диагностика; выявление познавательных интересов; построение индивидуальной; образовательной траектории; вовлечение учащегося в научно- исследовательскую деятельности;

6. Кадровое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Основные направления деятельности: координация; организация и научно-методическое обеспечение ПК педагогических работников; организационно- и научно-методическое сопровождение интеллектуальных соревнований учащихся; информационно-аналитическое сопровождение; обобщение и распространение эффективного опыта.

7. Управление, координация, контроль. Формирование фундаментального понятийного аппарата Идея: Республиканский совет по проблемам интеллектуально одаренной молодежи. Функции: Содействие органам госуправления при принятии решений по вопросам работы с интеллектуально одаренной молодежью. Разработка концептуальных основ развития… Координация действий… планирование мероприятий. Поддержка и развитие авторитета интеллектуального, научного творчества…

8. Критерии и показатели. Контроль и оценка эффективности функционирования системы Проблема: развести критерии и показатели В качестве критериев предлагаются следующие: Эффективность системы администрирования. Уровень финансирования. Развитость комплекса мероприятий и форм. Эффективность участия студентов и выпускников УВО в Республиканском конкурсе научных работ студентов (только для высшего образования). Эффективность участия учащихся (студентов) в мероприятиях республиканского уровня. Эффективность участия учащихся (студентов) в мероприятиях международного уровня. Уровень публикаций участников НИРС (только для студентов). Связь между уровнями образования школа–УВО, НИРС с подготовкой научных работников высшей квалификации. Поощрение школьников, студентов и работников из средств специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Задачи 1) проанализировать состояние работы с…; 2) разработать теоретические и научно-методические основания критериев, показателей и оценки; 3) определить и реализовать основные подходы по программному обеспечению автоматизации процесса оценки работы с интеллектуально одаренной молодежью; 4) исследовать состояние научно-методического и организационного обеспечения выявления, развития и профессионального становления; 5) сформировать теоретические подходы для создания оптимальной модели выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одаренной молодежи на этапах «школа – высшее образование – послевузовское образование»; 6) комплекс аналитических и научно-методических материалов.

Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование – послевузовское образование»

Концепция (продолжение 1 ) Содержание Общие положения Глава 1. Создание развивающей среды в учреждениях образования Первый этап. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Второй этап. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Третий этап. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования Четвёртый этап. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.

Концепция (продолжение 2 ) Глава 2. Выявление интеллектуально одарённых обучающихся Глава 3. Учебно- и научно-исследовательская деятельность одарённых учащихся Глава 4. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых учащихся Глава 5. Тьюторское сопровождение интеллектуально одарённой молодёжи Глава 6. Кадровое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Концепция (продолжение 3 ) Глава 7. Управление, координация, контроль. Формирование фундаментального понятийного аппарата Профессионально работающий республиканский центр Координация и общественный контроль

Концепция (продолжение 4 ) Глава 8. Критерии и показатели. Контроль и оценка эффективности функционирования системы Развитие комплекса мероприятий Методическое и нормативное обеспечение Информационное обеспечение Организация научных исследований для решения проблем работы с интеллектуально одарённой молодежью в Республике Беларусь. Способ реализации Концепции.

Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 1 ) СОДЕРЖАНИЕ Позняков В.В. Одарённость – «Божий дар». И не только (вместо Введения) РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Пашкевич Ю.У.Сущность одарённости: эволюция представлений и подходов Шакура С.Д. Интеллектуально-творческое развитие личности учащегося в процессе учебной деятельности (теоретико-методологический аспект) Игнатович Е.С. Системные основания профориентационной работы с одарённой молодежью

Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 2 ) Позняков В.В.Модель инновационной среды вуза: методологические основания разработки Захаров А.Г. Система критериев и показателей эффективности организации работы с интеллектуально одарённой молодежью Пашкевич Ю.У. Мировой опыт выявления, формирования и развития одарённой учащейся молодежи Пашкевич Ю.У. Особенности развития системы работы с интеллектуально одарённой молодежью в Республике Беларусь

Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 3 ) РАЗДЕЛ II. РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ: РАЗВИТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Позняков В.В. Учебно-исследовательская деятельность одарённых учащихся в практико-методологическом измерении Позняков В.В. Научное исследование в творческом развитии учащихся Захаров А.Г. Проблемы привлечения интеллектуально одарённой молодежи к преподавательской и научной деятельности… Минова М.Е.Коллективная творческая деятельность как условие формирования детского и молодежного коллектива…

Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 4 ) Дементьева Т.В. Дементьев И.В. Особенности обучения одарённой молодежи (на примере подготовки учащихся к предметной олимпиаде по английскому языку) Саликов А.Э. Творческая самореализация молодежи в пространстве досуга: инновационный аспект… Прудко Т.М. «Калейдоскоп» – молодежный праздник культур стран Пограничья Прудко Т.М. Современные шоу-технологии в воспитании студенческой молодежи

Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 5 ) РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ Самаль Е.В. Организация психолого- педагогической диагностики одарённости Самаль Е.В.Роль психолога в процессе подготовки одарённых и высокомотивированных учащихся к предметным олимпиадам Самаль Е.В., Симоненко У.О. Социальная креативность учащихся: сущность, структура, развитие

Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 6 ) Минова М.Е. Социальная одарённость лидера детских и молодежных общественных объедение педагогические условия развития Минова М.Е.Педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объедениений Минова М.Е. Социально-педагогические условия развития одарённости лидеров детских и молодежных общественных объедениений Бараева Е.И., Ярош Е.А. Социальный статус и эмоциональное благополучие одаренной личности в учреждении образования Шакура С.Д. Тьюторское сопровождение интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся

Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 7 ) РАЗДЕЛ IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГА Волкова О.В. Одарённому ученику – одарённого педагога Шакура С.Д. Организационно-методическое обеспечение работы с одарёнными учащимися Лопатик Т.А. Технология тьюторского сопровождения учащегося в образовательном процессе Позняков В.В. Индивидуальное сопровождение педагога, работающего с одарёнными учащимися Пашкевич Ю.У. Влияние информационных технологий на развитие одарённой молодежи

Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 7 ) Пашкович Т.Ф. Креативная образовательная среда – пространство творческого развития учащихся Кохновская Е.В.Подготовка воспитателя учреждения дошкольного образования к взаимодействию с семьями воспитанников Сухан Н.А. Обучающий тренинг «Одаренный ребенок – какой он?» Волкова О.В. Конкурентоспособный педагог: ответ на вызов времени Кожуховская Л.С., Позняков В.В. Методическое сопровождение работы с одарёнными учащимися с культурологической точки зрения (постскриптум к сборнику «Воспитание в сотворчестве». 6-й выпуск)

Воспитание в сотворчестве -6 (работа с одарёнными продолжение 8 ) ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 апреля 2010 г. 199 «О некоторых вопросах формирования, ведения и использования банков данных одарённой и талантливой молодежи» Приложение 2. «Положение о порядке формирования, ведения и использования банков данных одарённой и талантливой молодежи» Приложение 3. Учебная программа повышения квалификации «Интеллектуально-творческое развитие учащихся в процессе учебной деятельности» (автор-сост. С.Д. Шакура) Приложение 4. Воспитательная программа поиска, поддержки и развития способных и одарённых учащихся «Наша надежда» (автор-сост. Сухан Н.А.)

Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 9 ) Приложение 5. Перечень методик, рекомендуемых к применению при организации диагностики одарённости учащегося (сост. Е.В. Самаль) Приложение 11. Резолюция по итогам работы круглого стола «Совершенствование системы работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися» (ГУО «Академия последипломного образования», 21 января 2014 г.) Приложение 6. Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одарённых детей (сост. Е.В. Самаль) Приложение 7. Подготовка школьников к республиканским и международным олимпиадам (сост. Е.В. Самаль)

Воспитание в сотворчестве - 6 (работа с одарёнными продолжение 10 ) Приложение 8. Собственный потенциал как фактор развития (сост. Е.В. Самаль) Приложение 9. Упражнения на развитие внимания, памяти и мышления (сост. Е.В.Самаль) Приложение 10. Резолюция Республиканского семинара- совещания «Организация работы с одарённой молодежью» (ГУО «Республиканский институт высшей школы», 28 ноября 2013 г.)