2014 г.
Индивидуальный прогресс «Насколько избыточны или недостаточны вклады в школу, если у детей в результате преподавания часов за 11 лет нет никакого прогресса? Может ли школа поставить и решить задачу прогресса своих учеников? «Именно прогресса, а не простого прибавления багажа знаний, который и тащить уже совсем тяжело, и бросить жалко и страшно»». Б.И.Хасан
Разработчики Чтобы выйти на критерии качества образования, нужно разработать инструменты, с помощью которых измерять индивидуальный прогресс, чтобы этими инструментами могли пользоваться не только психологи, но и школьные учителя и так называемые «заказчики» - родители.
Разработчики Инструментарий для исследования индивидуального прогресса учащихся общеобразовательных учреждений был разработан группой специалистов из Института психологии и педагогики развития ( г. Красноярск) и Психологического института РАО (г.Москва). Апробация инструментария проходила на 10 экспериментальных площадках России.
Значение проекта 1. Значение проекта – в изменении подхода к школьной диагностике, в том что динамика развития ребёнка существенно важнее абсолютных показателей обучения. 2. Создан инструмент, который позволяет измерять развитие мышления, компетентностное движение ребёнка, его прогресс, а не накопление предметных знаний.
Предмет оценки Существующие средства диагностики определяют меру успешности по учащегося по качеству конечных результатов усвоения ЗУН, суть которых «плохой-хороший» или «сильный-слабый». Инструментарий для измерения ИП ориентирован на образовательный процесс
Стратегия 2 раза в год в течение нескольких лет ученик выполняет задачи одного и того же типа (особым образом устроенные). И каждый его новый результат сравнивается с предыдущим, чтобы определить, на каком уровне освоения того или иного учебного содержания ученик находится. В фокусе-качественные изменения компетенций учащихся, а не объём информации и темп освоения программ.
Способы действия Диагностический материал основан на культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Учебное содержание – система культурных орудий, присвоение которых и составляет стержень образовательного процесса. Диагностика ИП школьников ориентирована на программное учебное содержание, рассматриваемое как система средств и соответствующих образцов действия.
Этапы становления способов действия 1. Освоение общего смысла и формы способа действия; 2. Раскрытие существенного основания способа действия; Функционализация способа действия (его включение в систему личностных ресурсов).
Первый уровень (освоение общего смысла и формы) Выполнение тестового задания по образцу (шаблону). Этот уровень достигается через демонстрацию и внешне обусловленное мотивирование и оценку. За счёт упражнений и специальных внешних «поддержек» достигается эффект усвоения. Для учителя важно, чтобы учащийся усвоил как можно больше сведений (единиц и норм). Для ученика – получить оценку извне и укрепить свой статус.
Второй уровень (освоение существенного) Ученик выделяет существенные характеристики материала из фона при наличии «помех». Это означает, что ученик не просто усвоил предметную норму, но и понимает, как этот материал организован. На данном уровне недостаточно демонстрации образца, здесь важно собственное отношение, стремление и готовность к аналитическому действию. Условие успеха - персональный интерес к обнаружению скрытого.
Третий уровень (функционализация способа действия) Включение обобщённого способа действия в состав личных ресурсов, которые можно принимать,отвергать,корректировать,преобразовывать. Это требует умственных действий рефлексии, синтеза и обобщения высокого уровня и умения занять над предметную позицию. Выход за рамки предмета как бы отменяет естественную позицию учителя. Ученик овладел способом предметного действия и в обучении этому уже не нуждается.