Модель психолого- педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Черняховск 2014 МАДОУ « Детский сад комбинированного вида 5»
Рабочая группа: Шиханцова Елена Георгиевна – учитель - логопед ; Герасимова Елена Михайловна – учитель - дефектолог ; Санец Мария Давыдовна – воспитатель ; Чебан Маргарита Викторовна – инструктор по физической культуре ; Жукова Валентина Ивановна - учитель - логопед ; Туманская Ольга Ильинична - музыкальный руководитель.
Цели и задачи ППС родителей, воспитывающих детей с ОВЗ своевременное информирование об особенностях развития психики ребёнка ; характеристика уровня актуального развития ; обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически ; формирование активной позиции в вопросах воспитания, обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми.
Принципы психолого-педагогического сопровождения: индивидуально - ориентированный подход к каждой семье ; соблюдение морально - этических норм ; конфиденциальность ; равноправное партнёрство с семьёй ; комплексный подход ; адекватность предполагаемого результата ;
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьёй 1. Установление контакта, работа на преодоление барьеров психологической защиты, мотивирование на сотрудничество. 2. Исследование семьи : сбор информации, изучение потребностей родителей и ребёнка, выявление основных проблем и скрытый ресурсов семьи. 3. Разработка программы ( маршрутного листа ) оказания психолого - педагогической помощи, с учетом результатов углубленной диагностики.
4. Работа специалистов по оказанию ППС семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск внутренних возможностей и ресурсов семьи. 5. Анализ эффективности психолого - педагогического сопровождения и коррекция программы ( маршрутного листа ).
Модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ семья ПМПКПМПкМед.блок Пед.блок Соц. блок
Содержание работы ПМПК o Даёт заключение, рекомендации и определяет особые образовательные условия, программу обучения ребёнка с ОВЗ.
ПМПк изучает рекомендации ПМПК ; проводит углублённую диагностику ; направляет на дополнительное углублённое обследование ( при необходимости ); составляет программу ( маршрутный лист ) психолого - педагогического сопровождения семьи ; распределяет обязанности специалистов, обеспечивающих психолого - педагогическое сопровождение семьи.
Медицинский блок O обеспечивает медицинскую помощь, обследование и поддержку в соответствии с диагнозом ребёнка с ОВЗ.
Педагогический блок реализует рекомендации ПМПк ; информирует родителей о направлениях коррекционной работы ; повышает психолого - педагогическую компетенцию семьи по развитию, воспитанию, обучению и социализации ребёнка с ОВЗ ; оказывает необходимую практическую помощь ребёнку и семье ; способствует реализации внутренних ресурсов семьи.
Социальный блок способствует социализации семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, в обществе ; повышает социальный статус семьи ; расширяет социальные контакты семьи ; снижает эмоциональную напряженность в семье ( возможность гордиться своим ребёнком – положительный эмоциональный аспект взаимоотношений )
Формы работы психолого- педагогического сопровождения семьи(педагогический блок): Диагностирование, анкетирование, опрос. Консультирование : индивидуальное и подгрупповое ; непосредственное и опосредованное ( использование skape, электронной почты, использование телефона и почты « доверия » и т. д.). Индивидуальные и подгрупповые занятия. Тренинги. Родительские и детские объединения по интересам.
Вывод: Таким образом, психолого - педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность её функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребёнка с ОВЗ, что позволяет создавать соответствующее коррекционно - развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребёнка стратегию воспитания, базирующуюся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Спасибо за внимание!