СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год
Занятие 1 «Общие положения ФГОС ДО»
Из нового ФЗ «Об образовании в РФ» Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Новый ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.11) вводит федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ) дошкольного образования. (ФГОС ДО вступил в силу с г.) Законом устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования. Законом устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования. Законом Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» признаёт дошкольное образование уровнем общего образования. Это предполагает, что образовательные программы дошкольного образования должны разрабатываться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Нормативно-правовые документы, заложенные в основу ФГОС ДО: Конституция РФ ФЗ «Об образовании в РФ» Конвенция ООН о правах ребенка
Принципы: 1. Самоценность детства как периода жизни значимого самого по себе; 2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей 3. Уважение личности ребенка 4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы
Основные принципы дошкольного образования Полноценное проживание ребенком всех этапов детства Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка Содействие и сотрудничество детей и взрослых Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности Сотрудничество с семьей Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства Возрастная адекватность Учет этнокультурной ситуации развития детей
Таким образом, дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста
Задачи ФГОС ДО 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка 3. Обеспечение преемственности со школой 4. Обеспечение благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями 5. Объединение образования и воспитания в целостный образовательный процесс 6. Формирование общей культуры личности детей 7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и форм дошкольного образования 8. Формирование социокультурной среды 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
Направления развития и образования детей (образовательные области) Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие
Социально- коммуникативное развитие: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе в данное время Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Развитие самостоятельности, саморегуляции собственных действий Развитие социального и эмоционального интеллекта Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых Формирование положительных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Познавательное развитие: Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации Формирование познавательных действий Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, о предметах окружающего мира, о родине, о социокультурных ценностях нашего народа
Речевое развитие: Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Художественно- эстетическое развитие: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных преставлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Физическое развитие: Развитие двигательной деятельности детей Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта Овладение подвижными играми с правилами Становление ценностей здорового образа жизни и овладение его элементарными нормами и правилами
Задание: Изучение нормативно-правовой документации ФГОС ДО (раздел 1, 2)