Суффикс Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель Знать: Суффикс – значимая часть слова Суффикс – значимая часть слова Роль суффиксов как средства образования новых слов (существительных, прилагательных, глаголов) Роль суффиксов как средства образования новых слов (существительных, прилагательных, глаголов)Уметь: Выделять суффиксы Выделять суффиксы Образовывать слова с новыми суффиксами Образовывать слова с новыми суффиксами
Синтаксическая пятиминутка Составить схемы предложений. Составить схемы предложений. 1. Сильнее припекает солнышко, и веселее булькают по склонам оврага ручьи. 2. Уцелел только маленький сугробик под лапами ели, которая растет на краю обрыва. Что общего в структуре предложений? Что общего в структуре предложений? Чем отличаются предложения? Чем отличаются предложения?
Лексическая работа 1 вариант Разобрать по составу слова солнышко, сугробик, маленький 2 вариант Разобрать по составу слова припекает, булькают, уцелел Какие суффиксы в словах? Какие суффиксы в словах? На что они указывают? На что они указывают?
Разбор слова по составу Видит – видел – видеть; слышит – слышала – слышать; тает – таяло – таять; пилит – пилили; крикнул – крикнуть. Видит – видел – видеть; слышит – слышала – слышать; тает – таяло – таять; пилит – пилили; крикнул – крикнуть. На что указывают окончания -ит, -ет, -ть, -а, - о, -и, в глаголах? На что указывают окончания -ит, -ет, -ть, -а, - о, -и, в глаголах? Можно ли определить форму глагола по суффиксу -л-? Приведите примеры. Можно ли определить форму глагола по суффиксу -л-? Приведите примеры.
«Кто больше?» Записать примеры слов различных частей речи с корнями: Записать примеры слов различных частей речи с корнями: 1 вариант - -един- 2 вариант - -есн- 3 вариант - -слад-(-слайд-)
Работа с текстом Однажды охотник встретил на лесной дороге маленькую девчушку с золотистыми волосами. Это была дочка лесника. Она собирала в корзинку еловые шишки. У девочки были зеленоватые глаза, и в них отражался огонь осиновых листьев. Она проводила охотника до избушки лесника. Однажды охотник встретил на лесной дороге маленькую девчушку с золотистыми волосами. Это была дочка лесника. Она собирала в корзинку еловые шишки. У девочки были зеленоватые глаза, и в них отражался огонь осиновых листьев. Она проводила охотника до избушки лесника. Составить схему четвертого предложения. Составить схему четвертого предложения. Что связывает в нем союз И? Что связывает в нем союз И? Найти однокоренные слова. Чем они отличаются по составу? Найти однокоренные слова. Чем они отличаются по составу? Назовите слова с нулевым окончанием. Какие это части речи? На что указывает нулевое окончание? Назовите слова с нулевым окончанием. Какие это части речи? На что указывает нулевое окончание? Есть ли в тексте слова без окончаний? Что это за части речи? Есть ли в тексте слова без окончаний? Что это за части речи? Выделите суффиксы в прилагательных. Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Какие это части речи? Выделите суффиксы в прилагательных. Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Какие это части речи? В какой форме стоят глаголы? Какая морфема указывает на данную форму глагола? В какой форме стоят глаголы? Какая морфема указывает на данную форму глагола?
Благодарю за урок. Удачи вам!