« Мы действительно работаем по стандарту второго поколения? » « Как это понять и оценить? » « Если да, то насколько успешно осуществляется данная деятельность? » « На что необходимо обратить внимание, управляя введением ФГОС начального общего образования? »
Управление введением ФГОС предусматривает принятие эффективных управленческих решений…
Базовый признак управления – отличительные, главные, доминантные условия; характерные свойства изучаемого явления; значимые качественные или количественные характеристики; существенные показатели
От того, насколько эффективной и значимой будет основная образовательная программа, зависит успешность введения ФГОС.
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС» Зарегистрирован в Минюст России от 12 декабря 2011 г. N сентября 2011 г. N 2357 ООП НОО содержит три раздела: Целевой Содержательный и организационный
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС» Целевой раздел: пояснительная записка планируемые результаты система оценки планируемых результатов
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС» Содержательный раздел: программа формирования УУД программы отдельных предметов, курсов и внеурочной деятельности программа духовно-нравственного развития, воспитания программа формирования экологической культуры и культуры ЗОЖ программа коррекционной работы
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС» Организационный раздел учебный план план внеурочной деятельности система условий реализации ООП НОО. Учебный план и план внеурочной деятельности – основные организационные механизмы реализации ООП НОО. Количество учебных занятий за 4 года – не менее 2904 и не более 3345.
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС» Структура программы формирования экологической культуры и культуры ЗОЖ цели, задачи и результаты деятельности направления деятельности модели организации работы критерии и показатели эффективности методика и инструментарий мониторинга
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС» План внеурочной деятельности включает: Состав и структуру направлений (пять) Формы организации Объем внеурочной деятельности (до 10 часов)
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС» Система условий реализации ООП НОО: Кадровых Психолого-педагогических Финансовых Материально-технических Информационно-методических Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий
1.3. Создан (при необходимости) Координационный совет, осуществляющий свою работу в соответствии с планом: оптимальный состав Совета; наличие плана работы Совета; существование и расширение связей по вопросам внедрения в образовательный процесс ФГОС НОО; действенность предлагаемых решений по введению ФГОС НОО и экспертных оценок.
1.4. С родителями школьников заключается договор о предоставлении начального общего образования форма договора о предоставлении общего образования утверждена; договор заключается со всеми родителями школьников, получающих образовательные услуги в соответствии со стандартом второго поколения; отношения между образовательным учреждением и родителями выстраиваются и регулируются на основе заключенного договора.
1.5. Внесены изменения в устав, приведены в соответствие с требованиями должностные инструкции В уставе это касается разделов: цели образовательного процесса основные характеристики образовательного процесса порядок управления образовательным учреждением права и обязанности участников образовательного процесса перечень видов локальных актов В должностных инструкциях это касается разделов: перечень документов, которыми следует руководствоваться в своей деятельности документы, в проектировании которых принимает участие разделы «Должен знать» и «Права и ответственность»
1.6. Для организации внеурочной деятельности заключены (при необходимости) договоры о взаимодействии с УДО договоры разработаны и заключены в соответствии с действующими юридическими нормами; разработано другое необходимое нормативное обеспечение, связанное с внеурочной деятельностью (например, положение о «школе полного дня»).
Одна из главных задач внутришкольного контроля – объективность оценивания с учетом требований ФГОС…
Четкая и последовательная реализация нормативно-правовых документов – базовый признак эффективного управления введением ФГОС
3.1. Реализация образовательных технологий осуществляется на основе системно-деятельностного подхода технологии: обеспечивают воспитание и развитие личности на основе толерантности, диалога культур (диалога, взаимодействия); включают в себя ИКТ; обеспечивают развитие личности обучающегося на основе УУД, (единая интрига, типовые задачи); учитывают индивидуальные особенности обучающихся (личностно-ориентированные разноуровневой дифференциации); обеспечивают преемственность дошкольного, начального и основного общего образования (игра, учение, общение); предусматривают использование проектной деятельности; гарантируют достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.
4.1. Действуют модели организации внеурочной деятельности (например, базовая, дополнительного образования, «школы полного дня», оптимизационная, инновационно- образовательная) действует одна из указанных (или других) моделей организации внеурочной деятельности в соответствии с планами совместной работы; обеспечивается расширение возможностей внеурочной деятельности и повышение ее качества благодаря ресурсам учреждений дополнительного образования детей, культуры, физкультуры и спорта.
Инновационная площадка Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности внеурочная деятельность Иные педагогические работники Должностные обязанности педагога- организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого Учебный план образовательного Учреждения (план внеурочной деятельности) Дополнительное образование образовательного учреждения Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Группы продленного дня Классное руководство Организационные модели ВД
Типы организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель.
4.2. Разработан инструментарий изучения потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по внеурочной деятельности изучаются потребности родителей и детей во внеурочной деятельности проводится мониторинг мнения о внеурочной деятельности среди педагогов, обучающихся и родительской общественности; реализуются ИКТ для взаимодействия ОУ с родительской общественностью, социальными партнерами, другими ОУ, органами, осуществляющими управление в сфере образования по вопросам организации внеурочной деятельности
4.3. Разработан и реализуется план внеурочной деятельности план внеурочной деятельности включает в себя: направления развития личности; реализуемые программы внеурочной деятельности; предлагаемое количество часов в неделю и связан с учебным планом часы внеурочной деятельности фиксируются в отдельном журнале для кружковых занятий (журнал учета часов внеурочной деятельности).
4.4. С учетом требований ФГОС НОО созданы и реализуются программы внеурочной деятельности используются программы внеурочной деятельности, разработанные авторским коллективом УМК (завершенных предметных линий, систем учебников) составленные педагогами программы внеурочной деятельности утверждены решением педагогического совета ОУ и лицензированы для реализации программ ОУ укомплектовано необходимыми педагогическими кадрами.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО: 1. Утверждена структура программы, включающая в себя: цель и задачи; ценностные установки и ценностные основы; совместную деятельность ОУ, семьи и других институтов общества по воспитанию обучающихся. 2. В основу программы воспитания положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. 3. Программа разработана в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, дополнительного образования. 4. При разработке программы используется потенциал (возможности) УМК (систем учебников).
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни: структура программы представляет собой комплексный проект формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся при разработке программы используется потенциал (возможности) УМК (систем учебников) программа связана с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся программа разрабатывается в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, дополнительного образования.
Включает в себя концептуальный, диагностико- консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно- профилактический, социально-педагогический блоки. Предусматривает разработку перечня, содержания и плана реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий. Разработан механизм взаимодействия специалистов в разработке и реализации коррекционных мероприятий Предусматривается реализация карт психолого-медико- педагогического сопровождения, диагностических карт школьных трудностей, индивидуальных образовательных маршрутов, дневников наблюдений. Реализуется программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка. Программа коррекционной работы
5.2. Оценивается эффективность программ, при необходимости проводится коррекция содержания и организационных форм промежуточные результаты реализации программ обсуждаются на совещаниях при директоре, педагогических советах, на заседаниях органов государственно-общественного управления; при необходимости проводится коррекция содержания и организационных форм
8.1. При подготовке к аттестации используются результаты деятельности педагогов с учетом квалификационной характеристики: Аттестация обеспечивает: стимулирование повышения уровня квалификации; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей; учет требований ФГОС к кадровым условиям реализации ООП НОО; определение необходимости повышения квалификации; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда.
8.2. Повышение квалификации связано с вопросами ФГОС, реализации ООП НОО Уровень квалификации педагогических и иных работников ОУ соответствует новым квалификационным характеристикам и должностным инструкциям Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ОУ (освоение профессиональных программ в объеме не менее 72 ч, не реже чем каждые пять лет) План-график повышения квалификации работников ОУ, план научно-методических семинаров – в связи с введением стандарта второго поколения Условия для методической поддержки, получения оперативных консультаций, использования инновационного опыта других ОУ
9.1. Тематика методической работы определена на основе основных задач ФГОС НОО 9.2. План-график методической работы включает в себя семинары, консультации, открытые уроки (внеклассные мероприятия) по проблемам ФГОС 9.3. Реализуется сетевое взаимодействие в рамках методическое работы по вопросам введения ФГОС
Возможности профессионального развития учителей «Перспективной начальной школы» прохождение курсов повышения квалификации участие в работе информационно- консультационных центров распространение эффективного педагогического опыта участие в работе проектировочных команд размещение практических разработок на сайте издательства разработка методических материалов в рамках проекта «Перспективная начальная школа»
10.1. В системе управления действуют соответствующие структуры управления (управляющий совет, попечительский совет, совет образовательного учреждения), обсуждающие вопросы введения ФГОС Проводятся публичные отчеты, включающие в себя тематику ФГОС
10.3. Для управления используются информационные ресурсы, позволяющие рассматривать (обсуждать) основные вопросы введения ФГОС Участники образовательного процесса и общественность в течение года получают полную информацию по ключевым позициям введения ФГОС НОО