Конференция « Логистика Южного Урала 2014: эффективные решения от лидеров рынка » 22 октября 2014 г. « Основные тенденции развития рынка логистики Челябинской области » Конференция « Логистика Южного Урала 2014: эффективные решения от лидеров рынка » 22 октября 2014 г. « Основные тенденции развития рынка логистики Челябинской области » АЛЕКСАНДР ПОПОВ, Заместитель председателя комитета по транспорту и логистике Южно - Уральской торгово - промышленной палаты, кандидат экономических наук, МВА, доцент МВА - центра ЮУрГУ г. Челябинск
Логистическая система Челябинской области Логистическую систему нашей области следует рассматривать в четырех измерениях, как : 1. Составную часть международной логистической системы. 2. Звено логистической системы России. 3. Часть логистической системы Уральского федерального округа. 4. Логистическую систему, объединяющую микрологистические системы предприятий и организаций области. 2
Внешние факторы и логистика области Определенное влияние на развитие логистики области будут оказывать следующие внешние факторы : 1. Выполнение обязательств, принятых Россией при вступление в ВТО ( увеличение объемов импорта отдельных категорий товаров ); 2. Сотрудничество предприятий региона в рамках Евразийского экономического союза ( например, создание « Обьединенной транспортно - логистической компании »); 3. Влияние взаимных санкций США, стран Европейского Союза и др. и России на смену поставщиков и клиентов, изменение товарной и географической структуры международных цепей поставок предприятий области. Данной проблематике будет посвящен круглый стол, который планируется к проведению Южно - Уральской торгово - промышленной палатой в ближайшее время. 3
Основные задачи логистики региона Логистика области должна обеспечивать международный транзитный потенциал региона, участвовать во всероссийских логистических проектах и соответствующих проектах федерального округа. Логистическая система области должна быть готова к увеличению объема валового регионального продукта к 2020 году в 1,7 - 1,9 раза - до 1560, ,5 млн. рублей по сравнению с ,0 млн. рублей в 2013 году. Собственная логистика предприятий, вместе с транспортными и логистическими компаниями, должны обеспечивать увеличение экспортных товаропотоков региона с 3,8 млрд. долларов США в 2013 году до 4,2 - 5,6 млрд. долларов США в 2020 году и росту розничного товарооборота с 506,4 млрд. рублей в 2013 году до 830, ,0 млрд. рублей в 2020 году. Развитие логистики региона должно так же способствовать реализации концепций кластерного подхода ( предприятий приборостроения, агропромышленного комплекса и др.) и « точек ускоренного роста », проектов « Урал промышленный - Урал полярный », Ассоциации ЗАТО атомной промышленности, « Конурбация « Челябинск - Екатеринбург » и др. определенных в « Стратегии социально - экономического развития Челябинской области до 2020 года ». В то же время, участникам логистического рынка следует разрабатывать и внедрять мероприятия, в соответствие с которыми согласно Транспортной стратегии Российской Федерации планируется « сокращение общих транспортно - логистических издержек в среднем по России с 20% в 2011 году до 10% в 2030 году » с одновременным повышением уровня качества логистического сервиса до мировых стандартов. 4
Мероприятия по реализация проекта « Урал промышленный - Урал полярный » Создание и развитие транспортно - логистических коридоров : 1. Оптимизация конфигурации существующей железнодорожной и автодорожной сети для формирования транспортной инфраструктуры, в частности строительство вторых железнодорожных путей на участке Челябинск - Нижняя - Каменск Уральский ; 2. Развитие магистрали М 5; 3. Создание транспортного ( авиационного, автомобильного, железнодорожного ) коридора Европа - Россия – Китай ; 4. Создание консолидирующих логистических центров по обработке грузов и контейнеров. (« Стратегия социально - экономического развития Челябинской области до 2020 года », Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от N 1325; в ред. Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от N 1949) 5
Развитие складской логистики регионов России По уровню развития рынок складской недвижимости России можно разделить на четыре стадии : 1. Рынки Москвы (62% общероссийского рынка ) и Санкт - Петербурга, которые уже достигли первичной стадии насыщения ; 2. Активно растущие рынки Новосибирска (610 тыс. м 2), Екатеринбурга (559 тыс. м 2) и Самары (330 тыс. м 2), которые обладают высоким потенциалом развития и приблизились к границе первичного насыщения ; 3. Растущие рынки Нижнего Новгорода, Казани, Челябинска ( Логоцентр ), Воронежа ; ( После ввода в строй ТЛК « Южноуральский » позиции нашей области в складской логистике еще более укрепятся ). 4. Дефицитные рынки остальных городов, где слабое развитие в первую очередь обусловлено низким спросом на качественные объекты, а единичные проекты реализованы под конечного пользователя. 5. Наиболее активные потребители складских площадей в регионах на протяжении последних двух лет, кроме торговых сетей, являются FMCG компании. ( Консалтинговая компании CBRE, октябрь 2014)
Тенденции развития рынка складской логистики Челябинской области В складской логистике области определяющую долю пока занимают складские помещения классов В и С, при явном дефиците складов класса А. 1. Ликвидация дефицита логистических комплексов класса А. 2. Ввод в строй первых в области логистических комплексов класса « А » ( Логоцентр (30 тыс. м 2), ООО Интеграция (20 тыс. м 2) первой очереди ТЛК « Южноуральский » ( 82 тыс. м 2) и др. объектов ) приведет к формированию рынка комплексных логистических услуг, приходу в область новых российских и международных 3-PL и 4-PL логистических операторов и увеличению доли логистического аутсорсинга ( Доля аутсорсинга транспортно - логистических услуг в России оценивается BCG в 20%, при среднемировом значении в 40-50%) 3. Ужесточение конкуренции на рынке складской логистики потребует от собственников складов классов В и С пересмотра стратегий развития, расширения ассортимента и повышения уровня качества логистических услуг ( что по многим показателям составляет %), учета специфики бизнеса каждого клиента и оптимизации тарифов. 4. Возможна переориентация части транспортных потоков и переход отдельных компаний, ранее размещавших свои товары на логистических комплексах класса « А » в Свердловской области в Челябинскую область. ( Логистика в России : новые пути раскрытия потенциала, BCG и ТПП РФ, 2014) 7
Основные тенденции развития логистики Челябинской области (1) 1. Дальнейшее развитие инфраструктуры и пропускной способности объектов, обеспечивающих рост международного транзитного потенциала области. 2. Развитие автомобильных перевозок предполагает увеличение пропускной способности автомагистралей федерального значения М -5 и А -310, проходящих по территории области. 3. Расширение сети автомобильных дорог общего пользования путем увеличения в ближайшее десятилетие объемов их строительства и реконструкции в 2 раза по сравнению с периодом г. г. 4. Логистическое обеспечение роста регионального валового продукта и внешнеэкономического оборота предприятий области. 5. Развитие логистики региона должно будет обеспечивать реализацию концепций и проектов, определенных в « Стратегии социально - экономического развития Челябинской области до 2020 года ». 6. Строительство транспортно - логистической инфраструктуры на основе государственно - частного партнерства, в том числе логистических центров для хранения и переработки сельхозпродукции. ( В России около 70% инвестиций в транспортную инфраструктуру вносится государством, в мире - до 30%, BCG и ТПП РФ ) 8
Основные тенденции развития логистики Челябинской области (2) 7. Консолидация участников рынка, создание партнерств. 8. Формирование рынка высококачественных комплексных логистических услуг с оптимальными тарифами и безусловным учетом специфики бизнеса и пожеланий клиентов. Увеличение логистического аутсорсинга. 9. Логистика железнодорожного транспорта будет обращать внимание на формирование более тяжеловесных составов, комплексное логистическое обслуживание клиентов и ускорение таможенного оформления грузов через подачу предварительных деклараций. 10. Развитие международного сектора аэропортов Челябинск и Магнитогорск, увеличение количества прямых международных и внутри российских рейсов. 11. Использование современных логистических технологий во всех функциональных областях логистики, обратив особое внимание на производственную логистику. 12. Разработка и внедрение программных продуктов, повышающих уровень автоматизации логистических бизнес - процессов и операций. 13. Дальнейшее упрощение и унификация документооборота как национальных, так и международных цепей поставок. При реализации вышеуказанных мероприятий, важнейшее значение играет существующая поддержка руководства области и разработка « Стратегии развития логистики Челябинской области до 2020» как отдельного документа. Следует обратить внимание на изучение передового зарубежного опыта формирования и управления логистическими системами промышленных регионов ведущих стран мира с высокоразвитой логистикой. 9
Благодарю Вас за внимание ! Попов Александр Mob.tel