Александр Сергеевич Пушкин
Детство А. С. Пушкина
А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня ) 1799 г. в Москве. Летние месяцы будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал ( , урождённой Пушкиной, из другой ветви рода ), в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже (« Монах », 1813; « Бова », 1814), в лицейских стихотворениях « Послание к Юдину » (1815), « Сон » (1816).
Мария Алексеевна Ганнибал
Бабушка писала о своём внуке следующее : « Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком ; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь : из одной крайности в другую бросается, нет у него середины »
Юность А. С. Пушкина
Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта. В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVIIXVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. В его ранней лирике соединились традиции французского и русского классицизма. Учителями Пушкина - поэта стали Батюшков, признанный мастер « лёгкой поэзии », и Жуковский, глава отечественного романтизма.
Пушкинская лирика периода годов пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. С 1816 года, вслед за Жуковским, он обращается к элегиям, где развивает характерные для этого жанра мотивы : неразделённой любви, ухода молодости, угасания души. Лирика Пушкина ещё подражательна, полна литературных условностей и штампов, тем не менее уже тогда начинающий поэт выбирает свой, особый путь. Не замыкаясь на поэзии камерной, Пушкин обращался к темам более сложным, общественно - значимым. « Воспоминания в Царском Селе » (1814), заслужившие одобрение Державина, в начале 1815 года Пушкин читал стихотворение в его присутствии, посвящено событиям Отечественной войны 1812 года
Стихотворение было опубликовано в 1815 году в журнале « Российский музеум » за полной подписью автора. А в пушкинском послании « Лицинию » критически изображена современная жизнь России, где в образе « любимца деспота » выведен Аракчеев. Уже в начале своего творческого пути он проявлял интерес к русским писателям - сатирикам прошлого века. Влияние Фонвизина чувствуется в сатирической поэме Пушкина « Тень Фонвизина » (1815); с творчеством Радищева связаны « Бова » (1814) и « Безверие ».
В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати в издававшемся в Москве журнале « Вестник Европы ». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение « К другу - стихотворцу », подписанное псевдонимом Александр. Ещё будучи воспитанником Лицея, Пушкин вошёл в литературное общество « Арзамас », выступавшее против рутины и архаики в литературном деле, и принял действенное участие в полемике с объединением « Беседа любителей русского слова », отстаивавшим каноны классицизма прошлого века. Привлечённый творчеством наиболее ярких представителей нового литературного направления, Пушкин испытывал в то время сильное влияние поэзии Батюшкова, Жуковского, Давыдова. Последний поначалу импонировал Пушкину темой бравого вояки, а после тем, что сам поэт называл « кручением стиха » резкими сменами настроения, экспрессией, неожиданным соединением образов. Позднее Пушкин говорил, что, подражая в молодости Давыдову, « усвоил себе его манеру навсегда ».
Молодость Пушкина А. С.
Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря (10- го класса, по табели о рангах ) и определён в Коллегию иностранных дел. Он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях « Арзамаса » ( принят он был туда заочно, ещё будучи учеником Лицея ), в 1819 году вступает в члены литературно - театрального сообщества « Зелёная лампа », которым руководит « Союз благоденствия ». Не участвуя в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи « К Чаадаеву » (« Любви, надежды, тихой славы …», 1818), « Вольность » (1818), « Н. Я. Плюсковой » (1818), « Деревня » (1819), распространявшиеся в списках.
В эти годы он занят работой над поэмой « Руслан и Людмила », начатой в Лицее и отвечавшей программным установкам литературного общества « Арзамас » о необходимости создания национальной богатырской поэмы. Поэма опубликована в мае 1820 года ( по спискам была известна ранее ) и вызвала различные, не всегда благожелательные, отклики. Уже после высылки Пушкина вокруг поэмы разгорелись споры. Некоторые критики были возмущены снижением высокого канона. Смешение в « Руслане и Людмиле » русско - французских приёмов словесного выражения с просторечием и фольклорной стилистикой вызвало упрёки и со стороны защитников демократической народности в литературе. Такие нарекания содержало письмо Д. Зыкова, литературного последователя Катенина, опубликованное в « Сыне отечества »