«Внедрение ФГТ в образовательный процесс детского сада» Оренбургская область, город Гай, МБДОУ «Детский сад 15» Творческий отчёт 2012 год
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра (Л.С.Выготский) «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения». Чарльз Дарвин
Новые формы работы с детьми в условиях ФГТ Креативная гимнастика. «Чарующее зеркальце души» Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.
ДЕНЬ ИГРЫ - это праздник, который устраивают воспитатели детского сада для детей всех групп. На празднике воспитатели знакомят детей с новыми подвижными играми. На участках детского сада детей встречают сказочные персонажи, которые разучивают с детьми новые интересные игры.
Проектная деятельность. В практике нашего ДОУ используются следующие виды проектов: исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Цветная неделя»).
Ознакомление детей с художественной литературой «Книжный уголок» в группе. Здесь представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно учитывается региональный компонент. оформление тематических выставок посвященных творчеству писателей. На каждый месяц в нашем детском саду составляется календарь памятных дат, позволяющий воспитателям ориентироваться в датах рождения писателей, к которым приурочиваются выставки.
Детское коллекционирование вызывает огромный интерес у дошкольников, увлекает в познание окружающего мира. Педагоги нашего ДОУ создают условия для работы детей с коллекциями, собранными по их личным интересам. Ребята учатся представлять свою коллекцию, рассказывать о ней, узнавать много нового и интересного.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование состоит из следующих этапов: усвоение и анализ сенсорного материала; перевод его на знаково-символический язык; работа с моделью. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
Изменения в развивающей среде ДОУ Основными направлениями преобразований предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада стали: отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров, полифункциональное использование игровых зон; обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста; обеспечение соответствия оборудования и материалов, их размещения в пространстве возрастным и половым особенностям детей группы.
Социально-личностное развитие: – создание центров сюжетно-ролевой игры; -театральной студии. Художественно-эстетическое развитие: - центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, музыкальной, театрально-художественной деятельности.
Познавательно-речевое развитие: центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма; центр науки, куда входит уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами; центр математики (игротека); центр строительно-конструктивных игр.
Проблемы и трудности - недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов; - педагоги не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию; - не готовность педагогов отказаться от учебно- дисциплинарной модели обучения; - педагоги испытывают трудности в проектировании образовательного процесса; - отсутствие целостной системы мониторинга и диагностических методик ставят педагогов в тупик при оценивании достижений ребёнка; - смутное представление о том, какой выпускник должен прийти к учителям из ДОУ.