Как обустроить газомоторную Россию? докладчик Никулин Михаил Викторович «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить». (Федор Тютчев)
AGNKS.RU информационный ресурс в мире технологий метановых заправок и автомобилей на КПГ
Интерактивная карта АГНКС России
Опрос среди автолюбителей Если Вы планируете перейти на метан, что Вас сдерживает? - Малое количество АГНКС в Вашем регионе 56.88% - Дорогостоящее оборудование ГБО 8.75% - Небольшой выбор автомобилей с заводским ГБО 8.75% - Вопросы безопасности 8.13% - Недостаток технической информации 3.13% - Неуверенность в перспективах метанового топлива 3.13% - Вопросы сертификации оборудования 1.25% Сдерживающие факторы применения КПГ в качестве моторного топлива:
«Длинный хвост»
«Длинный хвост» - кто эти 80%? это десятки тысяч клиентов..., а ёмкость этого рынка потенциально превышает суммарное потребление КПГ остальными потребителями!
Что предложить «длинному хвосту»? - комитетом ЖКХ и транспорта Ленобласти направлена заявка в министерство транспорта РФ в июле 2013 г. - заявка одобрена, и область получила 10 млн рублей для закупки 4-х метановых автобусов марки "ПАЗ ". Софинансирование местных бюджетов составило 2,5 млн рублей. - три новых автобуса (первые в России!) поступают в Бокситогорск - потребление газа примерно 110 м 3 х 3 шт = 330 м 3 в сутки Пример 1 ООО «Пассажиравтотранс» г.Бокситогорск, Август 2014 г.
Но по факту автобусы заправлять негде, ближайшая метановая заправка в г.Тихвине (32 км) была закрыта около 8 лет назад... Ближайшая АГНКС в г.С-Петербурге км ! Что предложить «длинному хвосту»? Пример 1 ООО «Пассажиравтотранс» г.Бокситогорск, Август 2014 г.
Решение: Нами был предложен вариант установки 2-х итальянских метановых компрессоров марки Coltri MCH30 на территории самого автобусного парка Стоимость оборудования примерно 1,65 млн рублей. Что предложить «длинному хвосту»? Пример 1 ООО «Пассажиравтотранс» г.Бокситогорск, Август 2014 г.
Газотопливный заправочный пункт построен в виде «медленной заправки» Время заправки одного автобуса примерно 1,5 -2 часа. Что предложить «длинному хвосту»? Пример 1 ООО «Пассажиравтотранс» г.Бокситогорск, Август 2014 г.
В дальнейшем, для сокращения времени заправки, рекомендуется сделать «быструю» АГНКУ, на базе трех-линейного ресивера гидравлическим объемом 2000 литров. Время заправки одного автобуса примерно минут. Что предложить «длинному хвосту»? Пример 1 ООО «Пассажиравтотранс» г.Бокситогорск, Август 2014 г.
Принцип работы панели приоритетов (на примере 2-х линейной схемы) Стоимость панели российского производства примерно 170 тыс.руб Что предложить «длинному хвосту»? Пример 1 ООО «Пассажиравтотранс» г.Бокситогорск, Август 2014 г.
Дополнительные затраты на проект: 1) Инженерные изыскания (геология, геодезия, экология.) 2) Проектные работы 3) Экспертиза проектной документации 4) Прохождение экспертизы промышленной безопасности проекта 5) Согласование проекта в надзорных органах Стоимость 1,3 млн. рублей Что предложить «длинному хвосту»? Пример 1 ООО «Пассажиравтотранс» г.Бокситогорск, Август 2014 г.
15 карьерных самосвалов на метане китайской компании Shacman, планировалось, что будут работать на строительстве трассы Москва-С- Петербург недалеко от Гатчины. Что предложить «длинному хвосту»? Пример 2 ООО «Балтийский транспортный дом» г.С-Петербург, Май 2014 г.
Что предложить «длинному хвосту»? Пример 2 ООО «Балтийский транспортный дом» г.С-Петербург, Май 2014 г.
Но удаленность от АГНКС не позволяет их использовать на большие расстояния. Решение: Нами была предложен, так называемый «виртуальный газопровод», состоящий из ПАГЗ и дожимного гидроприводного компрессора B18 итальянской компании BRC. Что предложить «длинному хвосту»? Пример 2 ООО «Балтийский транспортный дом» г.С-Петербург, Май 2014 г.
Что предложить «длинному хвосту»? Пример 2 ООО «Балтийский транспортный дом» г.С-Петербург, Май 2014 г. График зависимости производительности от входного давления газа гидроприводного бустера B18..
Что предложить «длинному хвосту»? Пример 2 ООО «Балтийский транспортный дом» г.С-Петербург, Май 2014 г. В итоге объект работы поменялся на песчаные карьеры г.Кингесеппа, где имеется АГНКС еще советской постройки. Опыт эксплуатации за несколько месяцев выявил существенный недостаток КПГ в сравнении с СПГ это относительно небольшой запас хода особенно на крупнотоннажных самосвалах...
Можно усовершенствовать «виртуальный газопровод» добавив к нему накопитель КПГ большого объема на дочерней заправке. Что предложить «длинному хвосту»? Пример 3 АГНКС на базе накопителей сжатого газа типа ZykTank-Sarkofag объемом литров (разработчик НТЦ «ИСТ», г.С-Петербург)
Помимо КПГ такой резервуар может быть заполнен сжиженным метаном или пропаном, имеет 6 степеней защиты. Основа 100-мм слой вибро железобетона, который в 10 раз прочнее обычного бетона. Что предложить «длинному хвосту»? Пример 3 АГНКС на базе накопителей сжатого газа типа ZykTank-Sarkofag объемом литров (разработчик НТЦ «ИСТ», г.С-Петербург)
«Быстрая» мини- АГНКС по 1-линейной схеме. Что предложить «длинному хвосту»? Пример 3 АГНКС на базе накопителей сжатого газа типа ZykTank-Sarkofag объемом литров (разработчик НТЦ «ИСТ», г.С-Петербург)
Мини-АГНКС Phill в частном доме в г.Куовола, Финляндия. «Домашние» мини-агнкс Плюсы: Простота использования, быстрая окупаемость, экологияность. Минусы: Расстояние до жилого дома в РФ должно быть > 35 метров! Высокая стоимость компрессора.
Благодарю за внимание! Михаил Викторович Никулин Национальный нефтегазовый форум г. г.Москва