Новый подход к оценке образовательных результатов воспитанников в дополнительном образовании
"Результат - следствие чего - либо, последствие, итог, конечный вывод, развязка, исход, конец дела". "Результат - следствие чего - либо, последствие, итог, конечный вывод, развязка, исход, конец дела". отсутствие осознанного определения своего результата и собственных методик его определения в дополнительном образовании детей ведет к: снижению уровня работы, манипулированию ее показателями, утрате ответственности за свою деятельность перед детьми, их родителями, пассивности в исполнении всех внешних требований со стороны выше стоящих административных органов власти, учредителей и др., использованию формальных способов оценки, аттестации, инспекторской проверки, не учитывающих специфику дополнительного образования детей, а значит - разрушающих эту среду само - образования детей. снижению уровня работы, манипулированию ее показателями, утрате ответственности за свою деятельность перед детьми, их родителями, пассивности в исполнении всех внешних требований со стороны выше стоящих административных органов власти, учредителей и др., использованию формальных способов оценки, аттестации, инспекторской проверки, не учитывающих специфику дополнительного образования детей, а значит - разрушающих эту среду само - образования детей.
В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Это обуславливает необходимость использования компетентностного подхода к формированию целей и оценке достижений учащихся.
В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе; представляет собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, содействующая процессу формирования ключевых компетенций учащихся.
Анализ практики оценочной деятельности в системе дополнительного образования детей, позволяет выявить нерешенные проблемы: Анализ практики оценочной деятельности в системе дополнительного образования детей, позволяет выявить нерешенные проблемы: недостаточную теоретическую и методологическую разработанность многих аспектов оценки результативности педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, что связано с отсутствием соответствующих нормативных документов, образовательных стандартов, в частности с неразработанностью эталонного показателя результативности работы учреждения данной сферы как мерила его эффективности, недостаточную теоретическую и методологическую разработанность многих аспектов оценки результативности педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, что связано с отсутствием соответствующих нормативных документов, образовательных стандартов, в частности с неразработанностью эталонного показателя результативности работы учреждения данной сферы как мерила его эффективности, фрагментарность опыта осуществления мониторинга результативности деятельности в УДО различного профиля, фрагментарность опыта осуществления мониторинга результативности деятельности в УДО различного профиля, отсутствие механизмов перехода на независимую от школы и школьного учителя оценку учебных достижений ученика. отсутствие механизмов перехода на независимую от школы и школьного учителя оценку учебных достижений ученика.
Один из парадоксов развития современной системы дополнительного образования состоит в том, что с одной стороны наиболее значимой целью является интеллектуальное и творческое развитие воспитанников, с другой – предъявить возможно лишь формальный результат, как реально фиксируемый.
Критерии оценки качества образования в учреждении дополнительного образования успешное освоение воспитанниками образовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; ранняя профессиональная ориентация детей, с другой – собственный профессиональный рост.
Организация мониторинга личностных достижений воспитанника Формы фиксации личностных достижений учащихся в УДОД
результативность деятельности учреждения - есть степень соответствия ожидаемых (нормативных, субъективных) и полученных результатов (там же). По существу ставится проблема - соотношение стандарта, результатов деятельности и цели. Эта проблема нова для дополнительного образования детей (ранее эта сфера не рассматривалась по отношению к какому - либо единому стандарту) и, как мы уже заметили, ее реализация непосредственно зависит от того, как понимать стандарт.
Итак, вопрос о результатах работы УДО и, соответственно их мониторинга, решается через рассмотрение проблемы корреляции содержания и целевых ориентиров учреждения дополнительного образования детей (парадигмы), целевых ориентиров педагогической деятельности (профессиональной работы каждого педагога учреждения), оптимальности и гибкости педагогической системы (образовательной программы, модели учреждения), а их в совокупности - становлению и развитию индивидуальности ребенка. Итак, вопрос о результатах работы УДО и, соответственно их мониторинга, решается через рассмотрение проблемы корреляции содержания и целевых ориентиров учреждения дополнительного образования детей (парадигмы), целевых ориентиров педагогической деятельности (профессиональной работы каждого педагога учреждения), оптимальности и гибкости педагогической системы (образовательной программы, модели учреждения), а их в совокупности - становлению и развитию индивидуальности ребенка.