L/O/G/O Целеполагание Подготовила: Молитвина Светлана Моисеевна, учитель начальных классов МБОУ Лицей 7 Подготовила: Молитвина Светлана Моисеевна, учитель начальных классов МБОУ Лицей 7 « Великая цель образования – это не знания, а действия» Герберт Спенсер
Компоненты методической системы
Как учить? С помощью чего учить? Зачем учить? ( для чего?) Чему учить? Как организовать обучение? Компоненты дидактической системы Цели Содержание Формы Средства Методы
Иерархия целей в образовании ФГОС Цели образовательной программы ОУ Цели программы по предмету Цели урока Цели задания
Классификация целей по различным основаниям По времени По приоритету По субъекту По объекту
Виды целей 4 Оперативные Тактические Промежуточные Стратегические Фундаментальные
Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности ( учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Познавательный (обучающий) аспект цели Развивающий аспект цели Воспитывающий аспект цели - Обучение каждого ученика самостоятельно добывать знания. - Формирование умений обеспечивающих успешное выполнение деятельности. - Формирование навыков (действия, доведенное до автоматизма) - Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика. - Развитие мышления. - Развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентация в пространстве, точность различения цвета, формы, звуков). - Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц, управление своими двигательными действиями) Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке: - «Другие люди», т.е. учитель учащиеся, в общении с которыми формируются нравственные качества личности. - - «Я», т.е. отношение к самому себе. - «Общество и коллектив» Важно! При планировании обучающей задачи формулировать ее через ожидаемый результат учащихся Важно! Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда для уроков целой темы, ведь развитие ученика идет всегда медленнее, чем его обучение Важно! Кредо обучающей деятельности учителя – воспитывающее обучение.
Обучающая цель - Для постановки обучающих задач рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: «выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать»... включает в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками
Развивающая цель - содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом становлению и развитию личности. учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналогии, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности
Воспитательная цель - способствует положительному отношению к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной задачи: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки;
Тип урока Примеры формулирования целей Урок знакомства с новым учебным материалом - учащиеся должны иметь представление о … - учащиеся должны иметь общие понятия о … - учащиеся должны распознавать … Урок усвоения нового материала - учащиеся должны понимать содержание… - учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях… - учащиеся должны уметь выявлять закономерности… Урок формирования новых умений - учащиеся должны уметь применять знания в стандартной ситуации… - учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание… - учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…
Урок закрепления нового материала - учащиеся должны знать… - учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать) - учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания… Урок систематизации и обобщения учебного материала - учащиеся должны знать… - учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал… - учащиеся должны уметь делать обобщение… Урок проверки и оценки знанийВ зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень): - учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре… - учащиеся должны воспроизводить по образцу… - учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму… - учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию… - учащиеся должны владеть компетенцией…
Ошибки при формулировании задач урока: Суть ошибки Как нельзя формулировать Подмена цели содержанием«Познакомить учащихся с…» Подмена методом обучения«Рассказать учащимся о…» «Показать учащимся…» Подмена цели процессом деятельности «Учащиеся решают задачи по теме…» «Учащиеся выполняют работу…»
Варианты формулировки задач В традиционной форме (Закрепить…,Продолжить формирование…) В форме планируемых результатов, т.е. действий учащихся (Учащиеся научатся…) В виде комплексных задач.
Цели на языке «наблюдаемых действий» Цели формулируются с помощью глаголов, выражающих конкретное действие, результат которого можно определить, измерить и оценить
Субъект – субъектный подход Не познакомить, а создать условия, организовать совместную деятельность, обеспечить условия и возможности для….
Соответствует ФГОС (развивающее обучение) Не соответствует ФГОС (традиционное обучение) Перед учащимися ставятся учебные задачи Перед учащимися ставятся конкретно- практические задачи Учащиеся осознают цели своей деятельности. Ведётся работа по усвоению детьми способов действий Учащиеся не осознают цели своей деятельности, не понимают способов действий, с помощью которых выполняются задания Учащиеся принимают участие в целеполагании. Цели ставятся и учителем, и детьми Цели ставятся учителем или не ставятся вообще
Задача 1 Задача 2 Задача-звено,этап движения к цели цель Задачи – качественные составляющие цели Цель
Приёмы формирования целеполагания Визуальные: Аудильные: Тема-вопрос Подводящий диалог Работа над понятием Собери слово Ситуация яркого пятна Исключение Исключение Проблема предыдущие Домысливание го урока. Проблемная ситуация Группировка.
Условия использования – учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность
Тема-вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект- субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий: 1. Повторить знания об имени прилагательном. 2. Определить, с какими частями речи сочетается. 3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными. 4. Определить закономерность изменений, сделать вывод. Это сформулированы конкретные учебные цели
Работа над понятием Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просят объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове слово составляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
Группировка Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. Ситуация Яркого пятна Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности. Цель урока трансформируется в педагогические задачи: 1. Информационная: Что и чему будем учиться? 2. Операционная: Как и каким образом будем учиться? 3. Мотивационная: Зачем нам это надо? 4. Коммуникативная: С кем и где?
L/O/G/O Спасибо за внимание!