Концептуальные положения формирования грамматической компетенции обучающихся
Комплексный подход в обучении грамматики когнитивный когнитивно-коммуникативный концептуальный
Методические приемы Когнитивный подход Объяснение грамматических явлений с помощью создания зрительных образов Логически выстроенная схема языковых ресурсов Концептуальный подход Формирование у обучающихся способности к выявлению (индуктивно и дедуктивно) грамматических явлений, их интерпретации и соотношению с соответствующими грамматическими концептуальными категориями Осмысленный выбор содержания, формы и концепта в рамках определенного коммуникативного контекста Коммуникативно-когнитивный подход Правильное использование формы грамматических категорий в единстве с содержанием в соответствующей коммуникативной ситуации. Методы обучения на разных этапах формирования грамматической компетенции. учащихся к учебе Распознавать грамматическую форму и ее смысловое назначение Понимать с помощью образных схем смысловое назначение в определенном контексте. Сформировать умения употреблять концептуальный образ грамматической категории адекватно ее семантическому выражению согласно коммуникативной ситуации
Концептуальный подход Методы аудио-лингвальный аудио-визуальный
Переводные методики Обучение языку сводится лишь к работе над его грамматической структурой; Учебные пособия, созданные на основе этих методов, предлагают однотипную систему упражнений, например: вставьте пропущенное слово в строго определенной грамматической форме; ответьте на вопросы по тексту, используя определенную грамматическую форму; трансформируйте предложения из одной грамматической формы в другую, например, из настоящего времени в прошедшее или перфектное; переведите с иностранного языка на родной и обратно, используя определенную грамматическую структуру. Задания представлены в виде разрозненных предложений или в рамках предложенного текста, что препятствует формированию когнитивного образа полной картины использования в ситуациях речевого общения формы и содержания грамматической структуры, с которой ученики ознакомились на этапе презентации языкового материала. Однобокость формулировки заданий не позволяет выйти за рамки предложенного текста или темы, лишает возможности создания коммуникативной направленности. Отсутствие каких-либо иных способов объяснения грамматических явлений, помимо переводного. Тексты в учебных пособиях, сложны для восприятия, ограничивая задачу ученикам исключительно переводом структур, конструкций и фраз на родной язык, ответами на вопросы в рамках данного текста с учетом изученной грамматической формы. Комплексный поэтапный подход формирования грамматической компетенции Типы заданий повышают уровень осмысленности речевых действий, развивает способность различать их целесообразность в конкретной ситуации речевого общения, повышает у обучающихся мотивацию к освоению грамматики иностранного языка, стимулирует познавательные механизмы учеников, организует их самостоятельную когнитивную и рефлексивную деятельность (восприятия, анализа, присвоения грамматической форме правильного содержания для обеспечения адекватного употребления грамматических структур в речевых ситуациях общения
Модель методики коммуникативной грамматики Грамматика – «инструмент» для речевых действий Необходимо показать учащимся не только как образуется структура, но и где, в какой ситуации, в каком контексте она чаще всего употребляется Целеполагание изучения грамматического явления Учащиеся должны знать, с какой целью они могут употребить грамматическую структуру Учащийся - субъект учебного процесса При выполнении грамматических упражнений учащийся должен выразить свое собственное мнение, а не играть какую-либо роль Визуальная опора Учащиеся воспринимают печатно-графические, абстрактные символы Учет родного языка Коммуникативный урок - это урок, ориентированный на опыт, интересы и потребности учащихся. Этот опыт приобретен на родном языке и связан с ним
Пирамида коммуникативной компетенции Сформированная языковая компетенция на основе осознанного владения грамматико- синтаксическим строем языка дает возможность выражать свои мысли на иностранном языке Ф Л Г Ф – фонетика Л – лексика Г – грамматика
Спасибо за внимание!