МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ДЛЯ ЧЕГО? КОГДА? КАК?
НАБЛЮДАТЬ ЗА ДЕТЬМИ. ДЛЯ ЧЕГО? Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы: лучше понять, что происходит с ребенком, распознать действительные причины его поведения, состояния, осмыслить последствия; определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор; выбирать правильные педагогические стратегии. Не тратить силы на обучение тому, что дети уже умеют делать сами (пусть не с тем качеством, пусть не так, как мы хотим, пусть медленно, но автономно, то есть самостоятельно и осознанно);
НАБЛЮДАТЬ ЗА ДЕТЬМИ. ДЛЯ ЧЕГО? увидеть изменения в их физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии в течение всего времени взаимодействия с ними; получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребенка. Наблюдение позволяет согласовать мнения разных взрослых, которые видят одного и того же ребенка по-разному; найти способы, позволяющие наилучшим образом разрешать проблемные ситуации. Наблюдения позволяют взрослым учиться определять какого рода поведения можно ожидать от ребенка при определенных условиях, и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий;
НАБЛЮДАТЬ ЗА ДЕТЬМИ. ДЛЯ ЧЕГО? получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители. Наблюдения обеспечивают детали, эпизоды, примеры. Педагоги и родители могут совместно использовать результаты наблюдений для достижения понимания ребенка и координации своих действий. Такой обмен информацией и мнениями создает подлинное партнерство; видеть как те или иные знания и умения, полученные детьми в ходе «непосредственной образовательной деятельности», осмысливаются, трансформируются и используются ими в самостоятельно. А так же для того, что понимать: ребенок учится каждую минуту независимо от взрослых в самостоятельной деятельности; внести изменения в развивающую среду. Наблюдая за тем, как дети используют места для игр и материалы, можно определить, отвечают ли созданные условия их потребностям, есть ли необходимость в изменениях;
НАБЛЮДАТЬ ЗА ДЕТЬМИ. ДЛЯ ЧЕГО? определить моменты, вызывающие озабоченность. Наблюдения помогают увидеть необходимость немедленного вмешательства в случаях, когда ребенок испытывает трудности в чем-либо и эти трудности ухудшают качество его жизни; внести изменения в учебный план. Используя наблюдения, педагоги могут определить потребность в изменении содержания обучения или форм и методов, с тем, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы; дать возможность родителям больше узнать о своих детях. Наблюдение позволяет собрать разнообразную информацию, позволяет оценить сильные стороны развития ребенка, увидеть особенности, нужды и потребности, характер взаимоотношения с другими людьми; получить обратную связь об эффективности (или не эффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребенка в учебе.
ЧТО ТАКОЕ «НАБЛЮДЕНИЕ»? Наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими. При организации процесса наблюдения ценится и процесс, и результат; сбор и запись информации производится в разнообразных ситуациях и в различных контекстах; анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений. Регистрация фактов – это процесс документирования наблюдаемого. Наблюдение может быть отстраненным и включенным.
ЧТО ТАКОЕ «НАБЛЮДЕНИЕ»? наблюдение должно быть детализированным и описательным (для достижения объективности понимания происходящего, оценки ситуации в развитии ребенка); наблюдение должно обеспечить надежность и достоверность (записываются только факты, а не их интерпретация); Рефлексия и интерпретация увиденного – анализ собранных фактов, понимание сути происходящего, выстраивание в логической последовательности причин и следствий.
Процесс наблюдения должен быть: целенаправленным постоянным объективным описательным интегрирующим рефлексивным достоверным Основная ценность наблюдений за детьми в том, что можно видеть каждого ребенка как отдельную личность, обладающую и реализующую свой собственный потенциал развития и образовании
ФОРМЫ ЗАПИСИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ДРУГИЕ СПОСОБЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ Регистрация эпизодов Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев, словесные зарисовки. Повествовательные или дневниковые заметки Дневниковые записи ребенка Карта наблюдения
НОРМАТИВНЫЕ КАРТЫ РАЗВИТИЯ Н.А. КОРОТКОВОЙ И П.Г. НЕЖНОВА В основу нормативных карт положены два параметра оценки ребёнка: учёт интегральных показателей развития ребенка в дошкольном возрасте (интеллектуальных и мотивационных характеристик деятельности, две крайние нормативные точки 3 и 6-7 лет, точка качественного сдвига в психическом складе ребенка между 4-5 годами ); учёт возрастающей активности, инициативности ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ИНИЦИАТИВНОСТИ РЕБЕНКА творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление); инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи); коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи); познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения).
Сферы инициативы - характер самореализации в разных видах культурной практики Интеллектуально- мотивационные характеристики деятельности Направления развития 1 дуров.2 дуров.3 дуров. 1)творческая инициатива (в сюжетной игре) воображение-образное мышление 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (в продуктивной деятельности) произвольность, планирующая функция речи 3) коммуникативная инициатива (в совместной игровой и продуктивной деятельности) эмпатия, коммуникативная функция речи 4) познавательная инициатива - любознательность (в познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности) пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения типично в 3-4 года типично в 4-5 лет типично в 6-7 лет
ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЮЖЕТНОЙ ИГРОЙ КОРОТКОВА Н.А., НЕЖНОВ П.Г. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ. – М., дуровень: Активно развёртывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы- заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями. Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развёртывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.
ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЮЖЕТНОЙ ИГРОЙ 2 дуровень: Имеет первоначальный замысел ("Хочу играть в больницу", "Я - шофер" и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развёртывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности. Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развёртывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).
ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЮЖЕТНОЙ ИГРОЙ 3 дуровень: Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создаёт предметную обстановку "под замысел"; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй), или в предметном макете воображаемого "мира" (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании). Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развёрнутое словесное комментирование игры через события и пространство (что - где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).
ФОРМЫ ЗАПИСИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ДРУГИЕ СПОСОБЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ Подсчет частот и временных промежутков Портфолио Интервью и беседы с детьми Открытые вопросы Интервью на литературные темы Беседы с родителями Листы самоанализа
ФОРМЫ ЗАПИСИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ДРУГИЕ СПОСОБЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ Средства ведения наблюдений Существует множество способов ведения записей во время наблюдений. Одни воспитатели постоянно держат в кармане блокнот и карандаш. Другие раскладывают листки бумаги и карандаши по всей групповой комнате. Некоторые воспитатели используют конец дня, чтобы зафиксировать конкретные сведения и общее впечатление в дневнике. Другие используют наборы карточек, каждая из которых помечена именем ребенка (ежедневно перебирая карточки, воспитатель обеспечивает ведение записей, с охватом всех детей группы). !!! трудность составляет не только процесс ведение наблюдений, но и содержание записей.
КТО И КОГДА ВЕДЕТ НАБЛЮДЕНИЯ? Внутри педагогического коллектива - педагог !!! Если в группе по списочному составу 26 детей. Рабочих дней в месяц 21–22. Значит, при ежедневном наблюдении за детьми в течение месяца должна появиться 21–22 записи! Родители