Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа 10 г. Волжска Республики Марий Эл Республиканская научно – практическая конференция «Моя страна – моя Россия» Круглый стол «Актуальные проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в современной школе» Влияние народной культуры на духовно-нравственное становление личности духовно-нравственное становление личности
«Духовное единство народа – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков». Дмитрий Медведев
Цель: Формирование духовно – нравственных качеств личности в процессе усвоения основ традиционной и современной культуры народов Марий Эл. Задачи: Формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью культуры Воспитание уважения к народным праздникам и традициям, душевной потребности в историко-духовной памяти своего народа. Формирование культуры взаимоотношений.
Актуальность работы: Противоречие между потребностью общества в духовно развитой личности и отсутствием системы, программы духовно – нравственного развития личности Потребность общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий нравственного оздоровления человека Понимание необходимости духовно – нравственного развития личности, способности ее к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремлению к истине, правде, добру, красоте
Культурологическая часть курса «История и культура народов Марий Эл» Этапыобучения Народная философия Народноебытие НародныйкалендарьНароднаяпедагогика НародноеискусствоНародныеверования 5 классы Общие представления о сущности и явлениях в народной культуре 6-7 классы Расширение понятий. Основные признаки понятий. Финно-угроведение 8 классы Углубление содержания, его философское осмысление
БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Мифы, легенды, предания» Учащиеся знакомятся с основами финно-угорской и славянской мифологии, сочиняют сказки на заданную тему, разыгрывают их ролям, изображают на бумаге героев народных сказок, делают аппликации к сказкам. Блок «Народный календарь» Учащиеся изучают годовой цикл календарных праздников народов Марий Эл, сходство их и различия, соединение семейных и брачных обрядов в летних славянских православных праздниках, смешение языческих и христианских обрядов в марийских народных праздниках.
БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Мир славянского и марийского язычества» Выполняют творческие работы по описанию обряда или ритуала, вышивают простейшие знаки и символы солнца, дерева, плицы, коня, делают аппликации. Блок «Народное музыкальное творчество» Учащиеся учатся определять жанры народных песен марийского и русского народов, знакомятся с происхождением и назначением народных музыкальных инструментов народов Марий Эл, поэтикой народного танца, фольклорными ансамблями республики, мастерами исполнителями на народных инструментах.
БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Жилище как Космос» Учащиеся знакомятся пословицами, поговорками и загадками о доме, делают зарисовки символов-оберегов жилища, образцы-макеты бытовой утвари, презентации к урокам. Блок «Традиционная вышивка» Учащиеся учатся «читать» мировидение народа по образцам традиционной вышивки, элементарным навыкам марийской вышивки, делают аппликации, закладки для книг, готовят презентации к урокам.
БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Народное бытие» Учащиеся знакомятся с духовной культурой народов Марий Эл и финно-угров, свадебными обрядами, народными праздниками, системой воспитания, народной медициной и знаниями, приметами, семейными обычаями, разыгрывают обряды по ролям, готовят маски персонажей праздников, презентации к урокам. Блок «Финно-угроведение» Учащиеся изучают древо финно-угорских народов, какой вклад внесли финно-угорские народы в мировую культуру, выполняют поисково-исследовательскую работу по финно-угроведению с использованием презентации.
БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Народный костюм» Учащиеся знакомятся с национальными костюмами финно- угорских народов и народов Марий Эл, характерными особенностями костюма различных этнографических групп мари, учатся находить сходство и различия в костюмах, составляют на бумаге эскиз костюма с размещением орнамента традиционной вышивки, изготавливают национальные костюмы на куклы детали украшений, выполняют презентации к урокам. Блок «Одежда как Космос» Учащиеся изучают основные этапы процесса изготовления традиционной одежды народов Марий Эл, отражение мировоззрения предков в костюме, народно-художественные ремесла, связанные с созданием национального костюма, учатся определять социальное положение человека по элементам одежды, выполняют презентации к урокам.
БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Народная этика» Учащиеся знакомятся с этическими нормами традиционного общества на примере народов Марий Эл, последовательностью семейно – бытовых обрядов: родины, крестины, именины, свадьба, а также степенями родства, пословицами, поговорками, колыбельными песнями, разыгрывают обрядовые эпизоды, представляют свое родословное дерево, выполняют презентации к урокам. Блок «Знаки и символы языка как явление народной культуры» Учащиеся изучают вехи развития письменности народов Марий Эл, числовой символизм, житие святых Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, выполняют презентации.
БЛОКИ-ТЕМЫ ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Блок «Культура традиционная и современная» Учащиеся знакомятся с устройством и назначением храма (на примере православных храмов и мечетей на территории Республики Марий Эл) и его субститута – кусото, с известными архитектурными строениями республики, современными направлениями в культуре народов, выполняют презентации к урокам. Блок «Народная педагогика и психология» Учащиеся готовят кулинарные изделия, показывают и рассказывают о приготовлении марийских, русских и татарских блюд. Учащиеся видят многообразие кулинарных изделий разных народов, знакомятся с особенностями национальной кухни.
«От крестин до поминок. Тайны русских суеверий». Тема Кол-во часов 1. Таинство брака и свадебный обряд Родили, крестили, именем нарекли Малые детки – малые бедки Русский человек без родни не живет Дом вести не рукавом вести Двум смертям не бывать, а одной не миновать Не век жить, а век поминать В сорочке родился Старый веник в новом доме Соль рассыпалась. Как быть? Почему не везет черному коту? Как белены объелся «Свет мой, зеркальце, скажи…» Пустое ведро – пустые хлопоты В ухе звенит, ладонь чешется Поверья о камнях. Растения и люди. 1
« Русские праздники» Тема Кол-во часов 1. Новый год. Святки (Колядки) Рождество Христово. Крещение Господне и Богоявление Масленица Посты. Великий Пост. Пасха (Светлое Христово Воскресение) Радоница – Красная горка. Семик День Святой Троицы (Пятидесятница). Духов день День Ивана Купала Спасовки и Оспожинки День Покрова Пресвятой Богородицы Народный календарь древних славян. Погребальный обычай. 1
« Огонь языческой веры. Тайны марийского языческого целительства » Тема Кол-во часов 1. Энциклопедия языческих богов.1 2. Маленькая роща – «божий остров».1 3. Родили, крестили, именем нарекли.1 4. Сглаз. Заговоры и привороты.1 5. Целебная сила трав и минеральных веществ против болезней Марийские языческие праздники: Шорыкйол, Уярня, Агавайрем, Кугече, Семык, Сурем. 3
Информация через творчество
Творческая деятельность учащихся
Дни марийской литературы
День национального героя
Проектная деятельность учащихся на уроках ИКН
Конкурс творческих работ «Блаженная Ксения Петербургская»
Элективный курс как средство повышения интереса к изучению основ народной культуры
Использование элементов народной культуры во внеурочной деятельности