КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА профессор Шакирова Диляра Мансуровна директор Казанской бизнес школы «Ай Тек», В данной презентации использованы материалы дистанционного курса «Компетентностная педагогика 21 века» проф. Г.А.Рудика. Полный дистанционный курс можно пройти для учителей, директоров, зам.директоров, методистов уч. заведений, зарегистрировавшись в Казанской бизнес школе по тел.: или
Верно ли утверждение? «Компетентностная педагогика - это традиционная педагогика, только называется по-иному и ничего тут нового нет!» Подтвердите свое мнение тремя аргументами:
ЭВОЛЮЦИЯ ПЕДАГОГИКИ Век Просвещения (17-19 вв).Традиционная педагогика Эпоха индустриализации гг. Проблемно-развивающее обучение Постиндустриальная эпоха ( гг.) Кибернетическая педагогика/ суггестопедия Эпоха ГЛОБАЛИЗАЦИИ н.вр. Компетентностная педагогика Линейное мышление Системное мышление Мета-системное мышление
Школа, где реализуется традиционная педагогика Физик а Хими я Математик а Географи я Русский язык Русская литература История Биологи я Физическо е воспитание Жизнеобеспечени е Технологическо е воспитание …….. Цель - Знания «…ориентация на проектирование процесса по содержанию, ставит его в позицию бегущего за информацией -"плодовитость" информации привела к огнедышащему вулкану, угрожающему информационным взрывом. Ведь информационный поток удваивается каждые 3-4 года?! Эта "погоня" делает обучение не совместимым с психофизиологическими способностями учеников. Так, содержание программы для начальных классов может быть усвоено учащимися, с учетом уровня их развития, за 10 лет, а на усвоение полного содержания программ современного юридического факультета - необходимо более 300 лет?!» Г.Г.Воробьева, доктор философских наук X
Цель – ВОСЕМЬ компетенций КК К К К К К К Общение на родном языке Общение на иностранном языке Элементарные математические компетенции, научные и технологические компетенции Предпринимательство Дижитальные компетенции Нравственные и гражданские компетенции Умение учиться Формирование ценностей на основе мировой и национальной культуры Школа,где реализуется Компетентностная педагогика Все учебные дисциплины соподчинены одной цели – формированию восьми компетенций, необходимых для интеграции в реальную жизнь.
8 компетенций, изложенных в Европейском квалификационном Стандарте - уметь учиться - уметь общаться на родном языке - уметь общаться на иностранном языке - уметь владеть элементарными знаниями по математике, из области наук и технологий - уметь проявлять качества предпринимателя
8 компетенций, изложенных в Европейском квалификационном Стандарте - уметь руководствоваться гражданскими и социальными навыками - уметь формировать ценности на основе мировой и национальной культуры - уметь демонстрировать навыки информационной культуры
Постановка проблемы Результаты анализа ключевых компетенций школьников России, проведенного Европейской комиссией по образованию, показали низкий уровень сформированности в сравнении со школьниками многих стран мира
101 техника учения Как работать с текстом, данными, таблицами и илллюстрациями Как конспектировать, сокращать слова и сжимать фразы Как представлять информацию в виде схем/образов Как запоминать слова и цифры Как моделировать Как научиться мыслить /элементарные мыслительные операции Как научиться мыслить/ логическое мышление Как научиться мыслить/ линейное мышление Как научиться мыслить/системное мышление Как научиться мыслить/ критическое мышление Как научиться мыслить / творческое мышление
Задание Определите эффективность Вашего урока, используя исследования ЮНЕСКО по аналогии с приведенным примером. Пример СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Зависимость между организационными формами обучения и обучаемостью определена в исследованиях ЮНЕСКО и отражена математически в «пирамиде обучаемости»:
Измерение сформированности компетенций Шестиуровневая таксономия Блюма
Таксономия Блюма Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка УВЕЛЕЧЕНИЕСЛОЖНОСТИУВЕЛЕЧЕНИЕСЛОЖНОСТИ
Компетентностная педагогика на уроке Базовая компетенция – уметь общаться на родном языке Составляющая компетенция – уметь создавать подробные письменные или устные сообщения Цель урока – уметь создавать письменные сообщения о чем-то…
ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ НЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЕЛЮ УПОТРЕБЛЯТЬ НА УРОКЕ Аттватер систематизировал и выделил типологию фраз, которые "отталкивают" учащегося от учения: - метод заставления («ты должен», «ты обязан» и др.); - слова-указания («прекрати», «громче» и др.); - предложения-угрозы («пожалеешь», «придется рассказать родителям» и др.); - предложения-рекомендации («пришло время исключить из школы», «будет лучше, если перейдешь в другую школу» и др.); - предложения-мораль («я на твоем месте», «я в твоем возрасте» и др.); - предложения-советы («я бы сделал так» и др.); - критические предложения («это банально», «умные дети так не поступают» и др.); - предложения-унижения («весь класс уже выполнил», «подводишь весь класс», «господин всезнайка» и др.); вопросительные предложения («кто тебя научил ?», «откуда взял?» и др.); - предложения, уводящие от необходимого ответа («поговорим в другой раз», «это не относится к нашей теме» и др.).
Задание Выберите три своих урока и проанализируйте - какого уровня (по Блюму) задания предложены в уроках: Урок 1 1-ый уровень - (количество заданий) ____________ 2-ой уровень - (количество заданий)_____________ 3-ий уровень - (количество заданий)_____________ 4-ый уровень - (количество заданий)____________ 5-ый уровень - (количество заданий)____________ 6-ой уровень - (количество заданий)_____________ Урок 2 1-ый уровень - (количество заданий) ____________ 2-ой уровень - (количество заданий)_____________ 3-ий уровень - (количество заданий)_____________ 4-ый уровень - (количество заданий)____________ 5-ый уровень - (количество заданий)____________ 6-ой уровень - (количество заданий)_____________ Урок 3 1-ый уровень - (количество заданий) ____________ 2-ой уровень - (количество заданий)_____________ 3-ий уровень - (количество заданий)_____________ 4-ый уровень - (количество заданий)____________ 5-ый уровень - (количество заданий)____________ 6-ой уровень - (количество заданий)_____________ ВЫВОДЫ:___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________
Задание Проанализируйте ТРИ УРОКА и попытайтесь согласовать их с ЕКС. Результаты анализа запишите в нижеследующую МОДЕЛЬ. МОДЕЛЬ Урок (тема)___________________________________________________ Знания, которые усваиваются на уроке, в будущем нужны для формирования компетенции (ий) {знание - для формирования каких компетенций из ЕКС они нужны}____ ______________________________________________________________ Умения, которые учащиеся усвоят на уроке, в будущем нужны для формирования компетенции (ий) {умение - для формирования каких компетенций из ЕКС они нужны}____ _______________________________________________________________ Компетенции, которые учащиеся сформируют на уроке, в будущем нужны для формирования компетенции (ий) из ЕКС {компетенция - для формирования каких компетенций из ЕКС они Нужны}________________________________________________________ Ключевая компетенция из ЕКС, которая будет сформирована на уроке ______________________________________________________________ Примечание: в модели следует заполнять только то, что действительно будет происходить на уроке.
Задание Заполните нижеследующий ПРОТОКОЛ ПРОТОКОЛ Тема урока ( который Вы уже проводили) __________________________________________________________________________________ Цели урока: Образовательная __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ______ Оцените цель, используя знак «х»: - цель четкая - цель нечеткая - цель измеряемая - цель неизмеряемая - цель достижима - цель недостижима Развивающая__________________________________________________________________________________ Оцените цель, используя знак «х»: - цель четкая - цель нечеткая - цель измеряемая - цель неизмеряемая - цель достижима - цель недостижима Воспитывающая__________________________________________________________________________________ Оцените цель, используя знак «х»: - цель четкая - цель нечеткая - цель измеряемая - цель неизмеряемая - цель достижима - цель недостижима
Совместный проект Управления образования Казани, КБШ «Ай Тек» и Центра современной педагогики «Образование без границ» (Монреаль, Канада) Дистанционные курсы по компетентностной педагогике для администраторов коллективов школ тьюторов Сроки обучения 3 мес., 8-10 мес.
МОЛИТВА УЧИТЕЛЯ, ИДУЩЕГО НА СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИМЕННО СЕГОДНЯ Я постараюсь приспособиться к той атмосфере в классе, которая меня окружает, Я не буду пытаться переделывать учащихся под мои желания. Я приму мою работу и все обстоятельства такими, какие они есть, и постараюсь приспособиться к ним. ИМЕННО СЕГОДНЯ Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу и открою что-нибудь полезное для себя. Я прочитаю то, что требует усилия и размышления. ИМЕННО СЕГОДНЯ Я буду доброжелательно настроен ко всем ученикам. Я буду разговаривать, не повышая голоса, любезно вести себя, буду щедрым на похвалы. Я постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять. ИМЕННО СЕГОДНЯ Я не буду бояться быть счастливым, наслаждаться своей работой, Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, тоже любят меня.
СПАСИБО ЗА ПОНИМАНИЕ!